Власти начали искать способ перезапустить буксующую амнистию капиталов
Сроки объявленной в России амнистии капиталов могут быть продлены в связи с низкой эффективностью реализации программы, сообщил журналистам замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.
«Пока я должен сказать, что этот процесс не очень востребован российскими налогоплательщиками: совсем немного деклараций об амнистии капиталов. И правительство сейчас рассматривает вопрос о том, каким образом может скорректировать правила раскрытия информации и декларирования активов, чтобы процесс не заглох», — заявил Шаталов, выступая на налоговой конференции Американской торговой палаты в России.
По словам замминистра, среди обсуждаемых вариантов «коррекции» правил проведения амнистии есть и возможность продления ее срока. Однако уточнить, на какой именно период может быть продлена амнистия, Шаталов отказался.
«Мы понимаем, что есть нерешенные вопросы. Если будет политическое решение о том, что срок может быть продлен, и по этим вопросам может быть дан ответ, то она будет более эффективна», — заявил представитель Минфина, отметив, что изменения могут быть внесены и в правила раскрытия информации об активах, что позволит сделать процесс выхода из тени менее рискованным.
Закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках» был принят Госдумой 22 мая 2015 года и вступил в силу с 1 июля 2015 года. В соответствии с документом россияне до 31 декабря могут сообщить в налоговые органы о своем имуществе и вкладах в банках за пределами России в обмен на освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности (если нарушения, связанные с декларируемым имуществом, совершены до 1 января 2015 года).
«Продекларировав это имущество, [бенефициары будут] знать точно, что к ним никто никогда не придет, не спросит, откуда это», — говорил тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов.
В начале октября глава правительства Дмитрий Медведев провел с представителями экономического блока совещание, на котором обсуждался вопрос повышения эффективности амнистии капиталов. «Процесс этот идет весьма медленно, гораздо более медленными темпами, чем это изначально ожидалось», — посетовал тогда Медведев, призвав подумать над тем, как справиться с причинами такой «неактивности».
Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин сообщил, что за три месяца проведения амнистии в налоговые органы подали всего 150–170 заявлений, при этом крупный бизнес амнистия практически не заинтересовала. «Это больше владельцы каких-то квартир и прочего на всякий случай легализуются, особенно чиновники», — пояснил Шохин.
По словам старшего юриста Goltsblat BLP Артема Торопова, продление сроков амнистии капиталов могло бы повысить интерес к программе при условии одновременного совершенствования самого закона.
«Сейчас небольшое количество деклараций связано не только и не столько с нежеланием раскрывать информацию, но и с отсутствием правовой определенности условий программы для декларантов. До сих пор не утвержден окончательный список стран, активы из которых необходимо репатриировать для получения гарантий, также не конкретизировано понятие «репатриация», — отметил Торопов, пояснив, что из-за таких лакун декларант может впоследствии не получить гарантий безопасности на том основании, что задекларированные активы находятся в «плохой» юрисдикции и не были «репатриированы» в Россию.
Юрист также отметил, что закон допускает различное толкование для типовых и массовых ситуаций, когда декларант желает задекларировать зарубежную компанию, расположенную в одной стране и имеющую счета в другой.
«Все эти неясности существенным образом сдерживают потенциальных декларантов от участия в программе. Совершенствование закона является необходимым условием для того, чтобы амнистия заработала, а те посылы, которые были заложены при ее объявлении, успешно реализованы», — отметил Торопов.