Два дела: как продажа «Башнефти» может быть связана с делом Сугробова
О том, что Евтушенков был знаком с Сугробовым и мог инициировать проверку приватизации «Башнефти» Уралом Рахимовым (в 2002 году структуры, близкие к Рахимову получили контроль над «Башнефтью» и другими предприятиями топливно-энергетического комплекса Башкирии), РБК рассказал источник, близкий к следствию. «Как они проводили эту проверку и были ли заинтересованы в результате, мы сейчас над этим работаем», – сказал он. Знакомый Евтушенкова также слышал, что бизнесмен был заинтересован в проведении проверки приватизации «Башнефти» и мог использовать ее в переговорах с Рахимовым.
В конце марта 2009 года, когда «Система» приобретала контрольные пакеты «Башнефти» и других активов башкирского ТЭКа, она сообщила, что заплатит за них $2,5 млрд, $2 млрд из которых перечислила сразу, а еще $500 млн должна была доплатить через 14 месяцев при соблюдении определенных условий. Но уже 22 мая 2009 года «Система» сообщила, что подписала дополнительное соглашение, в соответствии с которым общая сумма сделок составляет уже выплаченную сумму ($2 млрд) «без каких-либо отложенных обязательств по оплате». «Система» не стала доплачивать за актив, потому что не были выполнены предварительные условия, в частности, у «Башнефти» обнаружились долги, о которых АФК ранее не знала, рассказывал РБК источник, близкий к одной из сторон сделки. А в презентации «Системы», посвященной инвестициям в «Башнефть», отмечалось, что итоговая цена сделки ($2 млрд) превышает стоимость акций башкирских активов на рынке за последние шесть месяцев (до завершения сделки) в среднем на 80%.
Тем не менее Рахимов настаивал на выплате $500 млн, а информация о проверке обстоятельств приватизации могла заставить его отказаться от своих требований, утверждает знакомый Евтушенкова. Именно невыплату этих $500 млн следствие сейчас вменяет в вину руководителям «Системы».
О том, что бизнесмен мог инициировать проверку приватизации «Башнефти», слышал и высокопоставленный чиновник правительства. Представитель «Системы» это не комментирует. Материалы этой проверки могли лечь в основу уголовного дела о приватизации «Башнефти» и последующей продаже «Системе», которое Следственный комитет возбудил в конце апреля 2014 года, полагают бизнесмен, знакомый с Евтушенковым, и высокопоставленный чиновник. Сначала подозреваемыми по этому делу были Рахимов и его знакомый бизнесмен Левон Айрапетян (по версии следствия, был посредником в сделке по продаже «Башнефти»), а в сентябре фигурантом этого дела стал сам Евтушенков.
Формальных следов проверки приватизации «Башнефти» РБК обнаружить не удалось. Следователь, который ведет нынешнее дело «Башнефти», отказался от комментариев. Собеседник РБК, близкий к следствию, утверждает, что «следов официальной проверки в материалах [дела Сугробова] нет». Адвокат Евтушенкова Владимир Козин заявил РБК, что ему ничего не известно о просьбе бизнесмена инициировать проверку «Башнефти». «Не верю, глупость это», – сказал он. Знакомство своего подзащитного с руководителем антикоррупционного управления он не комментирует.
Сугробов через адвоката передал РБК, что лично знаком с Евтушенковым и считает его «порядочным человеком». «Никаких правоотношений, в том числе в служебной деятельности, не было», – подчеркнул он. Никакие личные мотивы не ложились в основу деятельности Сугробова при принятии решений по тем или иным проверкам, добавил его адвокат Эдуард Исецкий. Он подчеркивает, что проверку приватизации «Башнефти» Сугробов не проводил. Адвокату Рахимова также неизвестно про проверку приватизации «Башнефти» по инициативе Евтушенкова.
Уголовное дело по приватизации «Башнефти» изначально было возбуждено Генпрокуратурой в 2003 году по результатам проверки Счетной палаты. Тогда аудитор Владимир Игнатов назвал эту сделку «беспрецедентным случаем хищения активов из федеральной собственности». Но затем дело было передано в главное управление МВД по Приволжскому округу, а впоследствии – приостановлено, вспоминает руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, который интересовался судьбой уголовного дела. В 2009 году «Система» обращалась в МВД по поводу этого уголовного дела, но получила ответ, что оно приостановлено, говорит Кабанов. Представитель АФК это не комментирует. Представитель МВД не ответил на запрос РБК.
Евтушенкова могут допросить по делу Сугробова, говорит источник, близкий к следствию, но сроки не уточняет. Адвокат бизнесмена утверждает, что ему об этом неизвестно.
Кто такой Сугробов:
Денис Сугробов с началом антикоррупционной кампании президента Дмитрия Медведева занимал ведущие должности в оперативно-розыскном бюро (ОРБ) №7 (страхование и рынок ценных бумаг) и ОРБ №10 (противодействие организованной преступности в сфере экономики). В 2011 году указом Медведева назначен начальником Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России. Вместе со своим сослуживцем еще по РУБОПу Борисом Колесниковым генерал Сугробов занимался самыми резонансными темами: в частности, расследованием дела о коррупционных сделках при закупках томографов для Минобороны, разработкой и задержанием мэра Ярославля Евгения Урлашова (обвинен в покушении на взятку особо крупном размере), делом Мастербанка.
15 февраля 2014 года несколько сотрудников ГУЭБ и ПК были задержаны; впоследствии им инкриминировали статью «Создание преступного сообщества». В конце февраля 2014 года Сугробов подал рапорт об отставке, который удовлетворил президент Путин. 8 мая 2014 года Сугробов был арестован Басманным судом, ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением и организации преступного сообщества.