Западные компании нашли способ обойти санкции для работы в Арктике
В конце июля США и ЕС ввели эмбарго на поставки в Россию некоторых видов оборудования, предназначенного для арктических, глубоководных и сланцевых нефтяных проектов. А в сентябре США запретили американским компаниям поставлять товары, технологии и услуги, необходимые для реализации этих проектов, в пользу шести российских компаний – «Газпрома», «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти» и НОВАТЭКа.
Но это не помешало крупнейшим американским нефтесервисным компаниям Baker Huges и Schlumberger принять участие в тендерах «Газпром нефти» по освоению Приразломного месторождения в Печорском море, которые были объявлены уже после введения санкций. Так, услуги по «техническому и технологическому сопровождению наклонно направленного бурения на месторождении «Приразломное» за 1,46 млрд руб. готовы оказать ЗАО «Бейкер Хьюз» и Schlumberger Logelco Inc. (зарегистрирована в Панаме), говорится в тендерной документации «Газпром нефть шельфа» («дочка» «Газпром нефти», тендер объявлен в октябре, результаты еще не подведены). А «работы по приготовлению и инженерному сопровождению буровых растворов, жидкостей глушения и закачивания при строительстве пяти скважин на Приразломном месторождении» с начальной стоимостью 280 млн руб. вызвались выполнить в том числе российские ЗАО «Бейкер Хьюз» и ООО «Технологическая Компания Шлюмберже». Представитель «Газпром нефти» сказал лишь, что компания получила заявки от претендентов и сейчас завершает их оценку. А вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти Schlumberger в России и Центральной Азии Александр Борисов сказал РБК, что компания «продолжает внимательно следить за ситуацией с санкциями и ограничениями США и ЕС и предпринимает все необходимые меры для обеспечения соблюдения применимых законов». От дополнительных комментариев он отказался. Представитель Baker Hughes не ответил на запрос РБК.
Санкции, введенные из-за ситуации на Украине, распространяются на американских граждан, но не касаются зарубежных «дочек» американских компаний, замечает руководитель вашингтонской юрфирмы Ferrari & Associates Эрих Феррари, специализирующийся на санкциях. Об этом же говорится в пояснении компании Russian Consulting, еще в июне опубликованном на сайте Американской торговой палаты в России: «Подразделения европейских и американских компаний, зарегистрированные за пределами ЕС и США, соответственно, не рассматриваются, как европейские или американские компании, на которые распространяются санкции». Впрочем, если гендиректор или владелец российской «дочки» – гражданин ЕС или США, компания обязана подчиняться санкциям, говорится в пояснении.
Ранее источники РБК рассказывали, что из-за западных санкций Schlumberger была вынуждена провести ротацию своего персонала и перенаправить часть иностранных сотрудников в другие страны. А топ-менеджер одной из нефтяных компаний затем говорил, что подрядчик был вынужден выслать всех европейцев и американцев из страны. Но это не мешает иностранным нефтесервисным компаниям продолжать работать в России (например, по данным сайта Schlumberger, в России у нее работают около 14 000 человек, из них на иностранцев приходится 4% персонала, или около 560 человек), к тому же они завезли оборудования на два года вперед, говорит топ-менеджер одной из российских компаний-конкурентов.
Тем не менее на прошлой неделе министр энергетики Александр Новак заявил, что из-за санкций западные нефтесервисные компании могут продать свои производственные активы в России. «В России очень много заводов по производству оборудования, используемого при добыче нефти. Там работают наши с вами соотечественники. В России трудятся в этой отрасли 11,5 тыс. человек. Я считаю, что просто так закрыть и уйти – это физически невозможно. То есть компании либо будут продолжать сотрудничать в этой части, и будут эти заводы работать, либо компании вынуждены будут просто их продать», – сказал он в эфире телеканала «Россия 24».
А агентство Bloomberg сообщало, что американские нефтесервисные компании вынуждены списывать старое оборудование для бурения на шельфе из-за падения цен на нефть (с июня подешевели почти вдвое, примерно до $60 за баррель). В 2013 году цены на их услуги достигали рекордного уровня, что побудило подрядчиков заказать около 200 новых судов (на 25% больше уже сданных в аренду установок), теперь придется списывать старые установки, отметил эксперт Bloomberg Intelligence Эндрю Косгроув.