Западные санкции ударили по одной из крупнейших нефтесервисных компаний
Одна из крупнейших в мире нефтесервисных компаний — Schlumberger — задумалась об оптимизации своего персонала в России, рассказали хедхантеры. В частности, из-за санкций компания вынуждена проводить ротацию части иностранных сотрудников, из России их перенаправляют в другие страны.
В конце июля США и ЕС ввели эмбарго на поставки в Россию некоторых видов оборудования, предназначенного для арктических, глубоководных и сланцевых нефтяных проектов. В середине августа к ним присоединилась Норвегия. Как оказалось, санкции вводят ограничения и на работу иностранцев с этим оборудованием. Из-за этого часть европейских сотрудников, в основном инженеров, из российского офиса Schlumberger переводятся на работу на проекты компании в других странах, рассказал РБК источник в компании.
В Schlumberger в России работают около 14 000 человек, из них на иностранцев — более 70 национальностей — приходится 4%, то есть около 560 человек, говорится на сайте компании.
Поскольку Schlumberger обязана соблюдать ограничения в отношении ряда российских компаний, а также отраслевых санкций, специалисты, работавшие с техникой и технологиями, поставки которых попали под санкции, переводятся на работу в другие страны, где работает компания, говорит источник РБК в компании. Это затронуло примерно «пару десятков» сотрудников, топ-менеджмента это практически не коснулось, рассказал он.
«Выпавшие» из-за перевода на другую работу инженеры или буровики замещаются российскими специалистами. Санкции — это неприятно, но срыва сроков работ из-за этого не происходит, утверждает собеседник РБК. Планомерно также проходят обычные сокращения персонала в компании в рамках оптимизации структуры, оно не носит массовый характер и никак не обусловлено санкциями, добавляет он.
Топ-менеджер рекрутинговой компании, работающей c Schlumberger, слышал, что санкции заставили компанию задуматься об оптимизация персонала. «Ее точный масштаб непонятен, зависит от того, будут ли новые санкции, — говорит он. — Оптимизация может коснуться до 20% сотрудников». Другой хедхантер также слышал, что в Schlumberger планируют масштабные сокращения. О подготовке сокращений в российском офисе известно и топ-менеджеру компании-конкурента.
12 августа Schlumberger сообщила, что санкции накладывают определенные ограничения на использование части оборудования и сотрудников в российских проектах, что в краткосрочной перспективе скажется на операционной эффективности компании в России. Компания предупредила, что в третьем квартале потери составят до $0,03 прибыли на каждую акцию, или почти $40 млн. Но с российскими клиентами компания намерена продолжить сотрудничество, говорилось в сообщении. Представитель Schlumberger отказался от дополнительных комментариев.
Топ-менеджеры из числа экспатов-европейцев продолжают работать в российском подразделении Schlumberger, но не могут вести переговоры с лицами, попавшими в персональный санкционный список США, — с Аркадием и Борисом Ротенбергами (первый из них владеет нефтесервисной компанией «Газпром-бурение», с которой в мае прекратила сотрудничество другая западная компания — Haliburton) или лично с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным, говорит источник в Schlumberger. На подобные переговоры просто ходят другие люди, добавляет он.