Власти придумали схему ликвидации «кладбищ» кораблей
Для решения проблемы с «кладбищами» затопленных кораблей необходимо принуждать их собственников оплачивать ущерб от затопления или самостоятельно поднимать судно и утилизировать. Об этом в интервью РБК рассказала вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая в правительстве вопросы экологии, недвижимости и сельского хозяйства.
По данным вице-премьера, в стране не менее 1 тыс. затопленных кораблей. На проблему власти обратили внимание после поездки на Дальний Восток совместно с главой правительства Михаилом Мишустиным в начале сентября. «Грустно. Смотрим: красота какая вокруг! Но это разве на порт похоже? Это на кладбище кораблей похоже. Это очень грустно», — сказал премьер во время визита и осмотра порта в Магадане.
«В Магаданской области есть «кладбище» из 21 корабля, которые нужно поднимать. Удивительно, конечно, что только председатель правительства увидел, что они мешают, а ведомства этого не замечали», — рассказала Абрамченко.
Сейчас в Гражданском кодексе есть ловушка, поскольку даже если корабль заброшен, то это недвижимое имущество, объясняет вице-премьер. В большинстве случаев владельца у судна либо уже нет, либо он банкрот, и для утилизации приходится через суд признавать это судно муниципальной собственностью.
«Мы должны подготовить изменения в законодательство, чтобы впредь было неповадно затапливать корабль и считать это нормальной утилизацией. Собственники кораблей, которые уже затоплены, должны возмещать ущерб или сами их поднимать и утилизировать», — сказала вице-премьер. Кроме того, Абрамченко предложила сделать поправку в Кодекс торгового мореплавания, чтобы с момента исключения судна из реестра его считали «грудой металлолома», а не недвижимостью.
Стоимость утилизации одного судна может обходиться Росимуществу в 5 млн руб. Но цифры варьируются, признала вице-премьер. «Другие коллеги называют просто какие-то чудовищные суммы — по несколько сотен миллионов», — отметила Абрамченко.
Кроме того, по словам вице-премьера, есть случаи, когда технику специально затапливают для привлечения туристов. В Крыму для таких целей затопили самолет и к нему погружаются дайверы, объясняет она. «С точки зрения экологии это мусор на дне. Мы сейчас думаем, как быть — исключения прописывать? Невозможно на одну и ту же проблему смотреть с двойным стандартом», — заметила Абрамченко.
Представитель Минтранса ответил РБК, что проблема с затонувшими судами стоит «достаточно остро». «Для ее решения Минтрансом будут разработаны нормативные правовые акты, которыми планируется установить недопустимость затопления судна как способа его утилизации, а также запрет на исключение судна из реестра до его подъема», — рассказали в пресс-службе ведомства. По словам представителя, все предложения после разработки Минтранс направит в правительство.