В Кремле разошлись во мнении о праве «Роснефти» купить «Башнефть»
«Они («Роснефть». — РБК) вправе подать заявку [на участие в приватизации «Башнефти»]. Продавец (российское правительство. — РБК) вправе принять свое решение», — заявил РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
В четверг днем помощник президента Андрей Белоусов назвал глупостью возможность того, чтобы «Роснефть» приняла участие в приватизации «Башнефти». «Это же глупость какая-то, чтобы «Роснефть» участвовала: одна государственная компания участвовала в приватизации другой», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»). Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве ТЭК, также раскритиковал такую возможность: «Роснефть» не может участвовать в приватизации «Башнефти», потому что косвенно контролируется государством через «Роснефтегаз». Дворкович выразил официальную позицию правительства, уточнила позже пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова: «Дворкович — вице-премьер и отвечает за свои слова. Он — представитель правительства, его позиция официальная».
В середине июля «ВТБ Капитал» разослал предложения участвовать в приватизации «Башнефти» мировым и российским нефтегазовым компаниям и инвестиционным фондам, в число получателей попала и «Роснефть». Это решение банка вызвало недовольство в правительстве, рассказывал источник РБК. Вопрос не в недовольстве вице-премьера, а в прямом указании президента правительству не допускать госкомпании к приватизации, поясняла тогда представитель Дворковича Алия Самигулина. «Договаривались, что «Роснефть» не будет участвовать», — подтвердил РБК высокопоставленный источник в администрации Кремля.
Тогда Песков заявил, что в правительстве и администрации Кремля есть «понимание», что госкомпании не могут участвовать в приватизации. Но во вторник, 26 июля, когда стало известно, что «Роснефть» все-таки подала заявку на участие в приватизации «Башнефти», он уточнил, что «с формальной точки зрения «Роснефть» не является госкомпанией», так как государство владеет напрямую лишь одной ее акцией, а еще 69,5% ему принадлежит косвенно — через госхолдинг «Роснефтегаз». «Но, безусловно, существуют разные точки зрения на этот счет», — признал Песков.
Запрета на участие в приватизационных сделках для компаний с косвенным госучастием в законе о приватизации нет. Закон о приватизации государственного и муниципального имущества запрещает участвовать в приватизации компаниям с прямой долей участия государства 25% и более.
Правительство планирует продать 50,08% «Башнефти» в 2016 году, чтобы пополнить бюджет. В четверг на Московской бирже этот пакет стоил 236,95 млрд руб. Помимо «Роснефти» об интересе к активу официально заявляли ЛУКОЙЛ, Независимая нефтегазовая компания, подконтрольная экс-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову, и Антипинский НПЗ (80% — у основателя завода Дмитрия Мазурова, 20% принадлежит однокурснику президента и известному адвокату Николаю Егорову). По данным «Коммерсанта», заявки на участие в приватизации также подали РФПИ, «Татнефть» и малоизвестная компания «Татнефтегаз».