Rusal объявил об отставке руководства компании
Компания US Rusal объявила об отставке генерального директора Александры Бурико и членов совета директоров, номинированных En+ Олега Дерипаски (основной владелец компании). Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте компании.
Бурико ушла в отставку с 23 мая, говорится в заявлении. Исполняющим обязанности гендиректора назначен 52-летний Евгений Никитин.
В то же время компания объявила, что совет директоров покидают Владислав Соловьев, Зигфрид Вольф, Максим Соков, Дмитрий Афанасьев, Гульжан Молдажанова, Ольга Машковская и Екатерина Никитина.
Их отставка вступает в силу с 28 июня 2018 года.
В заявлении говорится, что с апреля 2018 года компания, действуя в интересах своих кредиторов, вела постоянный диалог c властями США, пытаясь добиться снятия режима санкций, введенных Управлением по контролю над иностранными активами (OFAC) Минфина США.
Отставки руководителей компании стали частью шагов по обеспечению вывода Rusal из-под действия санкций.
Предприниматель Олег Дерипаска и Rusal были внесены в санкционный список Минфина США 6 апреля 2018 года.
Через несколько дней совет директоров UC Rusal покинули директор по стратегическим проектам «Реновы» Максим Гольдман и исполнительный директор ОНЭКСИМа Даниэль Вольф. До них совет директоров UC Rusal покинули генеральный директор Glencore Айван Глазенберг и независимый директор Филип Лэйдер.
18 мая Олег Дерипаска вышел из состава совета директоров компании En+, крупнейшего акционера UC Rusal. В заявлении En+ говорилось, что совет директоров компании единогласно принял так называемый план Баркера (предложения председателя совета директоров компании Грегори Баркера), направленный на снятие санкций с En+ и ее дочерних компаний. «План Баркера», как уточняет компания, направлен на то, чтобы снизить долю Дерипаски ниже 50% и прекратить его влияние на совет путем назначения новых членов совета, чтобы в новом составе большинство оказалось у независимых директоров.
Во вторник 22 мая Минфин США опубликовал пояснение, в котором относительно Rusal говорилось, что санкции могут быть с нее сняты в том случае, если ее перестанет контролировать Олег Дерипаска или любое другое физическое/юридическое лицо, находящееся в санкционном списке SDN («by any Specially Designated Nationals, including Oleg Deripaska»). В прежней формулировке, обещавшей снятие санкций с Rusal, речь шла только про контроль со стороны Дерипаски.
Публичным основанием для включения Rusal в санкционный список Минфин США называл тот факт, что Rusal находится в собственности или под контролем En+ Group. Если следовать этому обоснованию буквально и учитывая, что ни одно лицо SDN не должно контролировать Rusal, чтобы последняя могла претендовать на исключение из санкционного списка, это означает, что En+ (находится в списке SDN) должна прекратить контролировать Rusal. А для этого En+ понадобится поменять акционерное соглашение Rusal, которое сейчас дает En+ контролирующие права (другими участниками соглашения являются Sual Partners и Glencore), либо снизить долю в Rusal, так чтобы автоматически лишиться части прав по акционерному соглашению. En+ владеет 48% акций Rusal, но эта доля дает ей возможность контролировать Rusal через совет директоров.
У En+ может быть другая логика: как следует из сообщения компании 18 мая, она рассчитывает, что OFAC сначала снимет санкции с нее, «а вместе с ней и санкции с дочерних компаний, включая Rusal и «Евросибэнерго».
C одной стороны, на сегодняшний момент En+ действительно потеряла контроль над компанией, который обеспечивался через совет директоров, отмечает в разговоре с РБК Анатолий Юшин из адвокатского бюро «Юшин и партнеры». «Таким образом, можно сказать, что все формальные основания применения санкций в отношении Rusal сняты», — говорит он. С другой стороны, о расторжении акционерного соглашения впрямую не заявлено, и если оно не будет расторгнуто в ближайшее время, его нормы вполне могут быть применены в будущем, отмечает адвокат. Возможно, учитывая положение Rusal на рынке алюминия, власти США вполне удовлетворяться формальным выполнением компанией их требований, говорит Юшин.