Спор о 4%: как UC Rusal обвинила Потанина и Абрамовича в сговоре
UC Rusal Олега Дерипаски считает, что компании Whiteleave Владимира Потанина и Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова вступили в сговор, договариваясь об условиях продажи 4% акций «Норильского никеля», принадлежащих Crispian, чтобы сделать их невыгодными для UC Rusal. Об этом Максим Соков, президент En+ — основного акционера UC Rusal, заявил в Высоком суде Лондона (у РБК есть расшифровка заседания суда).
Лондонский суд с понедельника, 14 мая, рассматривает по существу иск UC Rusal, которая оспаривает условия продажи 4% «Норникеля». Ответчиками по нему выступают Whiteleave и Crispian. В рамках предварительных слушаний стороны уже договорились, что этот пакет пропорционально выкупают основные акционеры компании — Whitеleave Потанина (до сделки владел около 30% «Норникеля»; в середине марта, согласно договоренности в суде, приобрел 2,1% у Crispian за $778 млн) и UC Rusal (27,8%). Однако компания Дерипаски, получив право купить 1,9%, назвала объявленную цену на бумаги завышенной (за свой пакет она должна была заплатить около $700 млн), а саму сделку — вынужденной: по мнению UC Rusal, в случае продажи всего пакета Потанину нарушится баланс между основными акционерам компании.
UC Rusal также увидела «дополнительный стимул» для Романа Абрамовича пойти на сговор в том, что Потанин дал понять, что «Норникель» купит у структур бизнесмена Баимское месторождение, следует из показаний Сокова. При этом Дерипаска всегда выступал против этой сделки, указывая на отсутствие инфраструктуры в Арктической зоне, где расположено это месторождение, и необходимость значительных долгосрочных инвестиций в проект — более $5 млрд минимум в течение пяти лет. По словам Сокова, этот проект не нравится и другому акционеру UC Rusal — Glencore (8,75%).
Но президент «Норникеля» Потанин готов купить этот актив, несмотря на несогласие других акционеров, и собирается задействовать для этого, как выразился Соков, свой «президентский резерв» в $80 млн. Он считает, что Потанин и Абрамович, принципиально договорившись по этой сделке, специально завысили цену акций «Норникеля» в оферте Crispian, чтобы UC Rusal ее не смогла принять. Все это может быть частью плана по продаже Потанину всех 6,3% «Норникеля», принадлежащих Crispian, сказал в суде Соков; причем оставшиеся 2,3% из пакета Crispian его компания впоследствии сможет приобрести по более привлекательной цене, полагает Соков. По его словам, он пришел к такому выводу после встречи с крупнейшим акционером «Норникеля» в январе.
Владимир Потанин в своих показаниях для суда (у РБК есть копия письменных показаний) отрицает, что эти две сделки — продажа 4% «Норникеля» и Баимского месторождения — взаимосвязаны. «Мы не предлагали никакого «дополнительного стимула» Абрамовичу», — утверждает он. Баимское месторождение привлекательно для «Норникеля» тем, что его запасы расположены близко к поверхности, поэтому их относительно легко добывать, отмечает президент «Норникеля». По его словам, проблемы с энергетической инфраструктурой и круглогодичной навигацией решает команда Абрамовича. Кроме того, правительство недавно предварительно подтвердило, что для этого проекта будут предоставлены выгодные налоговые льготы. Ресурсы Баимского месторождения — 23 млн т меди (запасы — 7 млн т) и 70,5 млн унций золота.
Потанин в своих показаниях также утверждает, что пытался не допустить возникновения нового корпоративного конфликта с Дерипаской и предлагал ему отказаться от права преимущественного выкупа части акций компании у Crispian. По его словам, в ходе встречи с Соковым 1 февраля он обсуждал различные варианты и надеялся, что глава En+ поможет договориться с UC Rusal. «Я знал, что такой отказ от права будет стоить дорого, и я пытался согласовать его цену. Это было моей основной целью обсуждения, так как я должен был понять, на какие уступки я должен пойти, чтобы UC Rusal отошла от сделки. На деле оказалось, что ожидаемые UC Rusal уступки (больший поток дивидендов, более строгое и жесткое право вето, пут-опцион и т.п.) были нереалистичны», — пояснил бизнесмен.
Конфликт между Потаниным и Дерипаской начался в 2008 году, после того как UC Rusal купила долю в «Норникеле». Дерипаска выступал за щедрые дивиденды, поскольку UC Rusal должна была обслуживать свой большой долг, а Потанин настаивал на значительных инвестициях в развитие. В 2012 году им удалось договориться о мировой при помощи Абрамовича. Тот, купив миноритарный пакет акций «Норникеля», стал гарантом соблюдения соглашения, по которому дивиденды компании закреплялись на высоком уровне (не менее 50% от EBITDA и не менее $7 млрд в первые три года). Соглашение предусматривало также запрет на снижение доли Абрамовича до уровня менее 2,5% до декабря 2017 года. По истечении этого срока Crispian решила продать большую часть своего пакета в «Норникеле» — 4 из 6,3%.