Стали известны претензии UC Rusal к продаже доли Абрамовича в «Норникеле»
Претензии Олега Дерипаски к продаже доли Романа Абрамовича в «Норникеле» касаются разного подхода к определению «третья сторона» из соглашения, которое Дерипаска, Абрамович и Владимир Потанин заключили в 2012 году.
Суть спора между бизнесменами такова. В начале февраля стало известно, что Bonico Holdings Владимира Потанина сделала предложение Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова о продаже 4% «Норникеля» за $1,48 млрд. В соответствии с акционерным соглашением Crispian после этого предложила выкупить принадлежащие ей 4% «Норникеля» крупнейшим акционерам ГМК — Whiteleave Holdings Потанина (владеет 30,4%) и UC Rusal Дерипаски (27,8%). Оба акционера предложения приняли, однако UC Rusal отмечал, что продажа акций «Норникеля» компанией Crispian нарушает акционерное соглашение (теперь Дерипаска отстаивает эту точку зрения в Высоком суде Лондона). Как пишут «Ведомости», изучившие судебные документы, UC Rusal недовольна, что первое предложение было сделано Crispian со стороны структуры Потанина, в то время как в акционерном соглашении речь шла о «третьей стороне», то есть, в трактовке UC Rusal, той компании, которая не связана ни с одним из акционеров. «Интеррос» считает по-другому — для Владимира Потанина «третья сторона» — это компания, не входящая в группу Millhouse Абрамовича.
Разбирательства в Высоком суде Лондона начнутся на неделе, начинающейся 5 марта. Whiteleave и Crispian обратились в Высокий суд Лондона с требованием обязать UC Rusal в качестве гарантии выделить $500 млн. Это станет компенсацией Потанину за возможный ущерб от иска Дерипаски. Потанин утверждает, что, в случае если он не сможет завершить сделку с Crispian, его ущерб составит $400 млн, а эту сумму UC Rusal покрыть не сможет в случае, если производитель алюминия попадет под санкции США.
С 2008 по 2012 год между Потаниным и Дерипаской продолжался конфликт по поводу дивидендной политики «Норникеля». Абрамович и Абрамов выступили посредниками в споре, выкупив 5,87% «Норникеля» у Потанина и Дерипаски. Тогда стороны заключили соглашение о том, что доля Абрамовича до декабря 2017 года не может стать меньше 2,5%. Помог найти посредника Валентин Юмашев — экс-глава администрации президента Бориса Ельцина. Юмашев женат на дочери первого президента России Татьяне, а его дочь Полина — супруга Олега Дерипаски. Сейчас Юмашев также рассматривается в качестве «третейского судьи» и арбитра в спорах между Потаниным и Дерипаской в случае ухода Абрамовича. «Когда у них [Абрамовича, Дерипаски и Потанина] будут сложности, я попытаюсь им помочь, — сказал Юмашев РБК. — У меня есть авторитет. Это не первый и, видимо, не последний раз, когда ко мне обращаются».
Среди судебных документов — письмо главы En+ (компания Дерипаски) Максима Сокова, в котором он описывает переговоры между бизнесменами до того, как они решили спорить в суде. По словам Сокова, стороны начали обсуждать сделку с Crispian в конца января — тогда «Интеррос» Потанина оповестил Rusal о желании выкупить долю Абрамовича в «Норникеле». Rusal в ответ захотел получить гарантию, что он сможет продать весь свой пакет (27,8%) «Норникеля» в случае, если Потанин нарушит акционерное соглашение после ухода Абрамовича из ГМК.
Стороны, по словам Сокова, провели переговоры в резиденции Потанина «Лужки», однако к компромиссу прийти не сумели.
Представители «Интерроса» Потанина и En+ Олега Дерипаски отказались от комментариев газете, в UC Rusal на запрос не ответили.
Дерипаска, в случае если суд поддержит его, может запустить механизм «русской рулетки», при котором один акционер вправе предложить другому выкупить его долю по средневзвешенной цене за полгода с премией в 20%. После этого другой акционер вправе либо согласиться, либо предложить свой пакет по более высокой цене. Инициировавший «рулетку» должен либо согласиться на новую цену, либо предложить выкупить его пакет. По данным источников «Интерфакса», UC Rusal готова выкупить долю Владимира Потанина в «Норникеле» за $10,8–13,9 млрд, или продать свою долю более чем за $14,1 млрд.