В правительстве предложили нефтяникам увеличить добычу в обмен на льготы
20 апреля на совещании в правительстве вице-премьер Аркадий Дворкович поручил министерствам запускать новый налог для нефтяников — на добавленный доход (НДД), а масштабные льготы по НДПИ для четырех нефтяных компаний — «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» пока не вводить, но продолжить их обсуждение. Об этом РБК рассказали три источника, близких к участникам совещания.
Представители Дворковича и «Газпром нефти» отказались от комментариев, представители ЛУКОЙЛа, «Роснефти», Минэнерго пока не ответили на запросы РБК. Представитель Минфина отказался от комментариев, переадресовав запрос в секретариат Дворковича.
Бюджет потеряет более 150 млрд руб. возможных доходов в 2018 году, если четыре компании получат такие льготы, говорил «Коммерсанту» начальник налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. Снижение НДПИ для нефтяников приведет к росту добычи на месторождениях, а значит и к росту налоговой базы и налоговых поступлений, не соглашалось Минэнерго.
На совещании решили, что рост нужно будет доказать, в том числе с помощью независимых экспертов, рассказывают собеседники РБК. При этом новые объемы добычи нефти компаниям придется зафиксировать в технологических схемах разработки месторождений — это будет некой гарантией для правительства, объясняют они. Технологическая схема — составная часть лицензии на пользование месторождением, в ней фиксируются объем добычи и сроки выхода на эти объемы, напоминает представитель Минприроды. В случае невыполнения обязательств, зафиксированных в техсхеме, компания получает уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами. На устранение нарушения дается от трех месяцев, а при повторном нарушении Минприроды может отозвать лицензию.
На совещании у Дворковича Минфин снова заявил, что введение НДД приведет к выпадающим доходам бюджета примерно в 60 млрд руб., а значит нужно будет поднять налоговую нагрузку для всей отрасли, чтобы их компенсировать, рассказывает один из источников РБК. Минфин и Минэнерго еще в феврале договорились о том, как избежать бюджетных потерь, рассказывали РБК два федеральных чиновника. Ведомства решили снизить максимальные затраты, на которые нефтяники могут уменьшать налогооблагаемую базу, с 9520 до 7520 руб/т на два года, объясняли они. На совещании представитель Минэнерго напомнил Минфину о договоренностяхи Дворкович их поддержал, рассказывает он.
Представитель Аркадия Дворковича отказалась комментировать итоги совещания. Протокол должен быть на следующей неделе, говорит еще один собеседник РБК.
НДД или НДПИ?
Дискуссия о новых масштабных льготах для нефтяников возникла в декабре прошлого года. Тогда льготы для своих обводненных месторождений (в частности, для одного из крупнейших — Самотлора, добыча на котором падает) попросила «Роснефть»: это было условие продажи 19,5% акций компании в январе 2017 года консорциуму Glencore и катарскому инвестфонду QHG Shares Pte. Ltd, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Но инициатива «Роснефти» вошла в противоречие с масштабной налоговой реформой в нефтяной отрасли.
Минэнерго и Минфин спорили о реформе больше двух лет и в начале 2017 года наконец согласовали все ее параметры. Она предполагает частичную замену налогов, взимаемых с выручки, новым налогом — на добавленный доход, который ближе к налогу на прибыль. НДД учитывает особенности конкретного проекта и позволит компаниям разрабатывать сложные нерентабельные запасы без применения точечных льгот — их предоставление Минфин считал непрозрачным и коррупциогенным.
Минфин в ответ на предложение «Роснефти» о новых льготах предложил включить Самотлор в список пилотных месторождений для НДД, но «Роснефть» отказалась. Тогда к ее предложению присоединились еще три крупнейшие нефтяные компании — ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». Все попросили снизить им НДПИ в два раза для сильно обводненных месторождений (вода в составе добытой составляет больше 85–90%) с остаточными запасами в 5–150 млн т нефти. Общий объем добычи такой нефти составит около 40 млн т в год (7% добычи в России), из них примерно 20 млн т приходится на «Роснефть», рассказывали РБК два федеральных чиновника. Не то чтобы компаниям очень нужны были такие льготы, просто решили довести ситуацию до абсурда: если «Роснефть» хочет такие серьезные послабления, пусть дают всем, пересказывает позицию компаний другой федеральный чиновник. Если выбирать между льготами по НДПИ и новой налоговой системой, введение НДД было бы более разумно для отрасли, считает сотрудник одной из четырех компаний.
НДД отдельно — НДПИ отдельно
НДД отдельно — НДПИ отдельно
Накануне у Дворковича Минфин и Минэнерго заняли противоположные позиции. Минфин настаивал на введении НДД и не соглашался ни на какие новые льготы. Минэнерго считало, что все четыре нефтяные компании могут получить и инвестиционные стимулы в виде сниженного НДПИ сейчас, и НДД в будущем. 24 марта позицию Минэнерго поддержал помощник президента Андрей Белоусов, рассказывали РБК два федеральных чиновника. На совещании в четверг Дворкович развел эти два понятия: НДД нужно вводить отдельно, а льготы по НДПИ просчитывать отдельно, рассказывает один из собеседников РБК.
С учетом того, что НДД пока носит экспериментальную форму и заработает только с 2018 года на отдельных месторождениях, велика вероятность, что нефтяники эти льготы все-таки получат, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Но вряд ли в том виде, в каком просят, хотя «Роснефть», без сомнения, продолжит лоббировать снижение НДПИ, скептичен заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. По его словам, до 2023 году добыча в России продолжит расти и составит 570 млн т (плюс 4% к уровню 2016 года). Но с одной стороны, сразу за таким «горбом» последует обвал и поддержать его можно будет только налоговыми мерами; с другой — в отдельных регионах, например в ХМАО, отчасти в Ненецком округе, добыча продолжит падать и до 2023 года, а это может повлечь за собой безработицу, заключает эксперт.
Что такое НДД
Сейчас нефтяные компании платят НДПИ и экспортные пошлины, эти налоги взимаются с выручки. Реформа предполагает частичную замену НДПИ новым налогом — на добавленный доход. Ставка налога составит 50%, он будет взиматься с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. НДД должен заработать с 2018 года пока в виде эксперимента для трех групп месторождений объемом до 15 млн т: это новые и зрелые участки в Западной Сибири, а также новые месторождения в Восточной Сибири. Минэнерго считает, что законопроект должен в первую очередь стимулировать добычу нефти на зрелых месторождениях в Западной Сибири, где она снижается. При этом в целом в России добыча растет второй год подряд и в 2017 году, по прогнозу Минэнерго, вырастет на 0,5 млн т, до 548 млн т, а в 2018 году — до 553 млн т. Аналитики считают, что рост добычи нефти в России в последние годы результат налогового администрирования государства.