«Белая Дача» создаст совместные предприятия в Египте, Тунисе и Иране
О планах по созданию совместных предприятий с фермерами из Египта, Туниса и Ирана в интервью РБК рассказал председатель наблюдательного совета ГК «Белая Дача» Виктор Семенов.
Сейчас компания уже работает с фермерами этих стран: осуществляет «жесткий контроль» в процессе выращивания салата и впоследствии выкупает его. «Мы рассматриваем такие страны, как Египет, Тунис, Иран; планы по созданию совместных предприятий есть. Не исключено, что мы сами даже землю там покупать или брать в аренду не будем, но построим какие-то приемные пункты по доработке продукции, чтобы за день-два собирать от малых производителей партии и отправлять», — пояснил Семенов.
Оптимальной для компании пропорцией между собственным и аутсорсинговым сырьем он считает соотношение 30 на 70%. Сейчас «Белая Дача» выдерживает эти показатели, добавляет Семенов. «Оно (такое соотношение. — РБК) оберегает нас от возможности ценового сговора и дает возможность нам как переработчику всегда находиться внутри сырьевого процесса. А 100% сырьем заниматься — однозначно очень тяжело и не нужно», — говорит Семенов.
До введения российских контрсанкций в 2014 году основными поставщиками салатов были Испания, Голландия и Италия. По данным отраслевого агентства FruitNews, самое значительное падение импортных поставок листовых салатов было в 2015 году, когда они сократились до 23,4 тыс. т по сравнению с 34,4 тыс. т в 2013 году (на 32%). Однако в 2016 году наметилось восстановление объема рынка: за счет увеличения поставок из Ирана и Египта импорт листового салата увеличился на 15% и почти достиг 27 тыс. т.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2016 году из Египта было импортировано салата на $3,8 млн, из Ирана — на $0,88 млн. Из Туниса последняя поставка была в 2015 году на $0,82 млн.
Наряду с продукцией европейских стран под ограничения попал и импорт салатов из Турции. В результате, по данным FruitNews, в 2016 году он сократился до 400 т. Именно в Турции «Белая Дача» создала в 2015 году совместное предприятие по производству салата айсберг, но закрыла его на фоне продэмбарго. Планов по возвращению к этому проекту у компании нет. «Предприятие мы закрыли окончательно, оборудование продали, — говорит Семенов. — Мы создавали предприятие, чтобы иметь собственное производство салата айсберг: юг Турции идеален для него. Но свой первый урожай мы не знали куда девать. Из-за запрета он встал на границе. Мы его продали в Европу, но решили, что все, в эти игры в Турции не играем».