Bloomberg узнал о сигнале из ЕС в США о влиянии Дерипаски на UC Rusal
Власти Евросоюза предоставили правительству США информацию о том, что российский миллиардер Олег Дерипаска, который с апреля 2018 года находится в американском санкционном списке, продолжает осуществлять контроль над бизнесом металлургической компании UC Rusal, передает Bloomberg. Они указывают, что это нарушает достигнутое в конце 2018 года соглашение о снятии американских санкций с UC Rusal и ее материнской структуры En+ Group, по которому доля Дерипаски в этих компаниях опустилась ниже 50%.
Агентству Bloomberg подтвердили передачу документов неназванные американские и европейские чиновники. По словам источника агентства, власти США продолжают оценивать соблюдение санкционного соглашения Дерипаской. Минфин США, в структуру которого входит санкционное ведомство — Управление по контролю за иностранными активами (OFAC), отказался от комментариев.
Оценка европейских властей, которую они, как пишет Bloomberg, направили властям США «ранее в этом году», заключается в том, что бизнесмен сохранил «повседневное влияние» на En+ и Rusal, «используя ресурсы и сотрудников компании для поддержки своих личных деловых интересов и повестки Кремля по всему миру».
По словам собеседников Bloomberg, европейские чиновники сообщили американским коллегам, что Дерипаска в начале 2020 года поручил руководству En+ и Rusal оказать давление на правительства США и Великобритании, чтобы они не позволили наводнить международные рынки китайским алюминием. Дерипаска якобы объяснял, что Россия не может решать этот вопрос с Пекином напрямую, так как ей нужны медицинские поставки из Китая для борьбы с пандемией коронавируса. Агентство отмечает, что последствия этих усилий Дерипаски не ясны, поскольку многие западные производители также критикуют экспорт китайского алюминия, а спрос на него в целом снизился из-за пандемии. Кроме того, Дерипаска якобы указал руководству UC Rusal контролировать направленную против Китая кампанию дезинформации в Гвинее (являющейся важным источником бокситов для Rusal), пишет агентство. Наконец, источники Bloomberg говорят, что Дерипаска якобы поручил сотрудникам UC Rusal развернуть кампанию в отношении основного владельца и президента «Норникеля» Владимира Потанина после разлива топлива под Норильском. Тогда UC Rusal, второй после Потанина крупнейший акционер «Норникеля», заявляла, что происходящее в «Норникеле» «заставляет задуматься, насколько менеджмент компетентен и в состоянии управлять компанией».
Юридическая компания Schillings, которая представляет интересы En+ Group, заявила агентству, что обвинения не имеют под собой фактических оснований и утверждения о том, что Дерипаска контролирует En+, влияет на повседневные операции компании и использует ее ресурсы и сотрудников в своих интересах, не верны. Адвокаты самого Дерипаски также утверждают, что информация не соответствует действительности. En+ Group в сообщении на сайте Лондонской биржи «категорически опровергла» утверждения из статьи в Bloomberg, отметив, что «дело — в руках юристов компании». В сообщении подчеркивается, что совет директоров En+ уверен в соблюдении всех нормативных требований. Rusal «выразил категорическое несогласие с утверждениями о нарушении соглашения с OFAC», назвав информацию из статьи Bloomberg «домыслами, ложными и не соответствующими действительности». Представитель компании отказался от комментариев РБК относительно оспаривания утверждений из статьи Bloomberg в суде.
РБК направил запрос представителям Дерипаски.
Бумаги Rusal на Московской бирже отреагировали на новость обвалом, снижаясь по ходу торгов более чем на 9%.
Олег Дерипаска и его структуры (UC Rusal, «Базовый элемент», «Русские машины», «Группа ГАЗ», агрохолдинг «Кубань», «Евросибэнерго», En+, B-Finance Ltd) попали в американский санкционный список в апреле 2018 года. Тогда же в список были внесены еще несколько крупных российских бизнесменов — Виктор Вексельберг, Игорь Ротенберг, Сулейман Керимов, Кирилл Шамалов и Андрей Скоч. Статус SDN, полученный ими, запрещал американским физическим и юридическим лицам любое взаимодействие с ними. Компании и физические лица из других юрисдикций попадали под риск вторичных санкций в соответствии с законом CAATSA.
К декабрю En+, Rusal и «Евросибэнерго» удалось договориться с властями США о снятии санкций. Условием снятия санкций с компаний должно было стать снижение доли Дерипаски в En+ с почти 70% до менее чем 45%. Часть акций бизнесмена перешли к ВТБ, который в результате нарастил долю в капитале компании более чем до 21%. В то же время несовершеннолетние дети Дерипаски Петр и Мария, а также бывшие жена и тесть, Полина и Валентин Юмашевы, в сумме владели более чем 10% компании. Голосовать акциями En+, принадлежавшими ВТБ, Юмашевым, детям Дерипаски, а также его благотворительному фонду «Вольное дело», должны были специальные поверенные-трасти. Сам Дерипаска при этом остался под санкциями — его право голоса в En+ ограничили 35% акций.
Вскоре после снятия санкций с компаний, в марте 2019 года, Дерипаска подал в американский суд на Минфин США — он утверждал, что был внесен в санкционный список без достаточных оснований. Свой ущерб от попадания в список SDN бизнесмен оценивал в $7,5 млрд. В январе 2020 года Минфин США раскрыл основания введения санкций против Дерипаски — тот якобы финансировал ряд проектов по просьбе Владимира Путина, участвовал в отмывании средств в его интересах, а также в финансировании олимпийских строек в Сочи. «Какие деньги? Он [Путин] мне ручку на десять минут не доверил», — комментировал тогда Дерипаска, назвав обоснования от Минфина США «очередной порцией брехни».