Компания миллиардера Тимченко заинтересовалась вывозом мусора из Ливана
«Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко (Forbes оценивает его состояние в $11,4 млрд) может принять участие в тендере властей Ливана о вывозе из страны твердых бытовых отходов (ТБО). Об этом говорится в ответе компании на запрос РБК. «Мы не исключаем, это открытый вопрос», — сообщила компания.
В феврале агентство «РИА Новости» писало, что власти Ливана хотят вывезти из Бейрута 5 млн т мусора и готовы выделить на это $50 млн. Проблема мусора в Бейруте и других городах Ливана появилась с лета 2015 года, после закрытия свалки «Нааме» и окончания госконтракта с компанией «Суклин» на уборку и вывоз отходов.
Во вторник, 17 апреля, агентство «РИА Новости» сообщило со ссылкой на представителя Минприроды Николая Гудкова, что «Стройтрансгаз» обратился в министерство с просьбой согласовать контракт на утилизацию отходов из Ливана в России. Гудков подтвердил РБК факт обращения. По его словам, Минприроды ответило компании, что не наделено полномочиями по вопросу трансграничного перемещения отходов. Он пояснил, что вопросы выдачи разрешений на перемещение отходов регулируются Базельской конвенцией и в России за эту тему отвечает Росприроднадзор. Представитель Росприроднадзора сказал, что ведомство не получало обращения «Стройтрансгаза».
В ответе «Стройтрансгаза» РБК говорится, что компания не направляла в Минприроды на согласование проект контракта на ввоз ТБО в Россию из Ливана. Это возможно только после решения вопроса, как утилизировать мусор без ущерба для экологии. «По мнению специалистов «Стройтрансгаза», должны быть соблюдены все экологические нормы <...>. Компания со всей ответственностью подходит к соблюдению экологических вопросов», — сказано в ответе компании.
Руководитель токсической программы «Гринпис Россия» Дмитрий Артамонов поясняет, что Россия не может принять отходы из Ливана согласно условиям Базельской конвенции. Для реализации этого проекта России нужно выйти из конвенции, подчеркивает Артамонов. Но даже в этом случае непонятно, на каких мощностях «Стройтрансгаз» планировал перерабатывать отходы. «В России нет больших мощностей для переработки. Ее уровень — всего 4% от объема отходов, тогда как в Европе перерабатывается 40% отходов», — отмечает Артамонов. Ввозить отходы в Россию из третьих стран для захоронения или обезвреживания прямо запрещено законом, отвечает он.
По мнению гендиректора «РТ-Инвест» («дочка» госкорпорации «Ростех», занимающаяся утилизацией отходов) Андрея Шипелова, реализация таких проектов целесообразна только при наличии необходимых мощностей для переработки и при четко просчитанной экономике проекта. «Если бы мне предложили участие в подобном проекте, то на основе тех данных, которые имеются, я бы долго думал, потому что в России и так много мусора», — отмечает Шипелов.
С экономической точки зрения мусор может быть выгоднее перевозить из Ливана морем в Краснодарский край или Крым, считает руководитель движения «Зеленая альтернатива» Олег Митволь. По его подсчетам, себестоимость перевозки 1 т в этом случае составит $15–18 млн, а при транспортировке по суше может вырасти до $70 млн за тонну. Митволь опасается, что утилизация мусора в Краснодарском крае и Крыму может уничтожить эти курорты.
Кто подделал письмо Минприроды?
Минприроды обратилось в правоохранительные органы с просьбой проверить факт поддельного письма от министерства властям Ливана якобы с согласованием ввоза мусора из Ливана в Россию. Об этом РБК рассказал Гудков. В феврале Гудков рассказывал «РИА Новости», что Минприроды узнало об этом письме от сотрудников посольства Ливана. «Подобных писем Минприроды России не направляло. Документ является подделкой, подделаны, в частности, подпись, печать и бланк документа», — говорил Гудков. Руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Москве Софья Хотина сообщила РБК, что ведомство не получало обращения от Минприроды.