Стойкость самурая: как Масаёси Сон потерял $70 млрд и остался на плаву
В опубликованном в начале марта списке миллиардеров Forbes основатель японской телекоммуникационной компании SoftBank 58-летний Масаёси Сон расположился на 82-й строчке с состоянием $11,7 млрд (к 17 марта, по данным «счетчика в реальном времени» Forbes, оно достигало уже $15,2 млрд). Среди состоятельных людей Японии Сон уступает лишь владельцу сети Fast Retailing, своему другу Тадаси Янаи.
Капитализация SoftBank на Токийской фондовой бирже составляет почти $60,7 млрд. Сон смотрит на будущее компании с уверенностью. В октябре 2015 года, выступая перед слушателями корпоративной академии SoftBank, он заявил о планах превращения своей консервативной и ориентированной в основном на японский рынок компании в глобального игрока. Возможно, именно амбиции помогли Сону продолжать удачно вести бизнес даже после того, как в 2000 году из-за лопнувшего пузыря доткомов он потерял около $70 млрд, что стало самой крупной потерей собственных средств в истории.
Стартапы сына рыбака
Масаёси Сон родился в 1957 году на японском острове Кюсю, в городе Тосу, в семье корейских эмигрантов. Корейцы, приехавшие в Японию в годы японского правления в Корее, получали статус «временно проживающих» на японской территории и вплоть до 1960-х годов сталкивались с разными видами дискриминации, что сказывалось на возможности получить хорошо оплачиваемую работу. Родители Сона относились именно к этой категории эмигрантов. Семья будущего бизнесмена была очень бедной, его отец зарабатывал на жизнь рыбной ловлей. Позже Сон вспоминал, что в школе из-за его корейского происхождения в него иногда летели камни.
На становление будущего бизнесмена повлияло несколько важных встреч. Первая подобная встреча состоялась еще накануне выпуска Сона из школы — с основателем японского подразделения МсDonald’s Дэном Фудзитой. Именно он посоветовал Сону выучить английский и поехать учиться в США и, как пишет The Wall Street Journal, даже обозначил ему бизнес-направление — компьютеры.
В 1973 году Сон переехал в Калифорнию, окончил там школу, а в 1977 году поступил в Университет Беркли. Там он знакомится с профессором физики, изобретателем электронного синтезатора речи и распознавателя речи. Сон подает ему идею создания электронного голосового переводчика. В итоге устройство в 1979 году было продано компании Sharp за $423 тыс. (около $1 млн в сегодняшних ценах).
В 1980 году после окончания университета Сон возвращается в Японию. Полтора года он размышляет над тем, в какой сфере он хочет работать, и из 40 вариантов выбирает дистрибуцию программного обеспечения для ПК. В 1981 году он создает SoftBank (стартовым капиталом стали деньги, полученные от Sharp за электронный переводчик). Но с самого начала бизнес не шел: клиентов у компании не было. Все изменила неожиданная и удачная сделка с третьим по величине продавцом электроники в Японии — компанией Joshin Denki. Сону удалось договориться об эксклюзивном контракте на поставки программного обеспечения. В интервью Harward Business Review он признавался, что на тот момент у него не было денег даже на поездку в Осаку для встречи с представителями Joshin Denki.
Сделка способствовала быстрому росту компании. В течение года месячный доход компании вырос с $10 тыс. до $2,3 млн. Уже в 1984 году SoftBank занимала примерно 50% японского рынка продаж программного обеспечения.
Бизнес Масаёси Сона в цифрах
$60,7 млрд — капитализация SoftBank на 17 марта 2016 года на Токийской фондовой бирже
20,9% — в SoftBank принадлежит Сону
$59,9 млрд — выручила SoftBank по итогам третьего квартала 2015/16 финансового года (завершился 31 декабря 2015 года), на 7,9% больше, чем за аналогичный период годом ранее
$3,8 млрд — чистая прибыль SoftBank к 31 декабря 2015 года
$1600 — стоит первый распознающий эмоции робот Pepper, которого разрабатывает SoftBank
$70 млрд — потерял Сон на лопнувшем пузыре доткомов
44,1 млн — число абонентов SoftBank Mobile в Японии
Расцвет и крах
Становление SoftBank (конец 1980-х — 1990-е годы) совпало с бурным развитием телеком- и IT-компаний и всплеском интереса инвесторов и потребителей к компьютерным технологиям. Сон диверсифицирует направления деятельности SoftBank: компания приобретает издательский бизнес (выпускает журналы о компьютерах). В конце 1980-х телефонная система Японии демонополизируется, и Сон создает систему, которая помогает пользователям выбрать наиболее выгодный тариф. В 1994 году SoftBank становится публичной: в ходе размещения на Токийской фондовой бирже привлечено $140 млн. С этого времени и начинает проявляться натура Сона как венчурного инвестора. За $1,5 млрд он покупает производителя карт памяти Kingston, за $3,1 млрд — издательский дом Ziff-Davis. Но главное достижение Сона в 1990-е годы было в том, что он стал одним из пионеров интернета среди инвесторов.
К середине 1990-х интернет-коммерция находилась в зачаточной стадии. В то время объем этого рынка составлял около $300 млн, по подсчетам International Data Corp. «Все, кто в 1995 году поставил на интернет-стартапы, оказывались на гребне волны. А учитывая то, что Сон вкладывал больше, чем кто-либо, в максимальное количество венчуров, успех был неизбежен», — писал журнал Forbes в 1999 году, на пике пузыря доткомов. В 1996 году Сон познакомился с Джерри Янгом и Дэвидом Фило, владельцами небольшой компании Yahoo! , которые искали $5 млн на развитие поисковой машины. Согласно описанию The Wall Street Journal, которая ссылается на очевидца встречи, Сон предложил не $5 млн, а $100 млн. На возражение Янга о том, что в такой сумме они не нуждаются, Сон якобы ответил: «Джерри, всем нужны $100 млн». Сон показал свою проницательность как инвестор, и, когда Yahoo! стала публичной, доля SoftBank в компании составляла более 30%.
По данным Forbes на 1999 год, Сон инвестировал около $900 млн в восемь интернет-компаний, которые впоследствии стали публичными, а стоимость пакетов, купленных SoftBank, увеличилась до $14 млрд. Тогда Сон заявлял журналу, что его успех никак не связан с удачей, а является следствием долговременной стратегии. «Мне не нравится случайный успех. Билл Гейтс использует слово «случайность» как противоположность слову «уважение». Тем не менее в 2000 году стратегия Сона дала исторический сбой.
На пике пузыря доткомов в 2000 году стоимость SoftBank составляла $180 млрд, стоимость доли Сона — $78 млрд. 10 марта 2000 года пузырь доткомов, который рос в течение предыдущих пяти лет, лопнул: индекс NASDAQ на закрытии торгов упал в полтора раза. Это повлекло обвальное падение акций японских интернет-компаний. Цена акции SoftBank упала почти в 20 раз — с $590 до $34, капитализация компании снизилась до $21 млрд. Лично Сон потерял на лопнувшем пузыре $70 млрд. Как писал в 2003 году Forbes, это стало крупнейшей единовременной потерей средств в истории бизнеса.
Впрочем, Сон считает, что спекулятивный рост цен на акции интернет-компаний не был пузырем. «В 2000 году… была коррекция цены. Но посмотрите, смогли ли большинство компаний, которые обвалились в 2000-м, снова вырасти в цене? Смогли ли они стать еще дороже, чем в момент пика в 2000-м? Ответ — да, и это значит, что никакого пузыря доткомов в 2000 году на самом деле не было», — говорил Сон, выступая перед инвесторами в феврале 2015 года.
Восстановление
Потеря рекордной суммы не поставила крест на амбициях Сона — он продолжил развивать SoftBank и диверсифицировать направления деятельности компании. Сон решил инвестировать в широкополосный интернет. Цены за соединение у SoftBank были дешевле, а скорость — выше, чем у основного конкурента (Nippon Telegraph & Telephone). Кроме того, компания Сона предоставляла клиентам бесплатные модемы. За несколько лет SoftBank собрал достаточно средств для выхода еще на один новый рынок.
В 2006 году Сон решает превратить SoftBank, специализирующийся на инвестициях в интернет-венчуры, в крупного телефонного оператора. Сон тратит $15,4 млрд на приобретение японского подразделения Vodafone. А спустя два года Сон принимает еще одно нестандартное решение — стать в Японии, где почти весь рынок традиционно занимали местные производители телефонов, первым дистрибьютором Apple iPhone (потом SoftBank первым привезет в страну iPad). Как отмечало агентство Bloomberg, ставка на продукцию Apple помогла SoftBank за четыре года (с 2008-го по 2012-й) увеличить годовую чистую прибыль в семь раз, до $2,8 млрд.
В 2012 году SoftBank вышел на американский рынок мобильной связи, приобретя третьего по числу абонентов мобильного оператора США Sprint Nextel за $21,6 млрд. Одна из последних инвестиций Сона, которая, как пишет The Economist, «заставила удивленно поднять брови даже в Кремниевой долине», — вложение $1 млрд в финансово-технологический стартап Social Finance (SoFi), занимающийся интернет-кредитованием.
Бизнес-план на 300 лет
Как писала The Wall Street Journal в 2012 году, Сон за все свои годы в бизнесе инвестировал средства примерно в 600 компаний. Вложения часто оказывались неудачными. Например, на покупке и последующей продаже компании Kingston SoftBank потерял $1 млрд. Но впечатление, что Сон хаотично инвестирует во все открывающиеся технологические стартапы, обманчиво. «Он очень расчетливый стратег, который умеет видеть, за чем будущее. Каждый раз, когда он совершает крупную инвестицию в какой-либо проект, рыночная цена SoftBank падает, и все говорят, что Сон сошел с ума. Но уже через полгода раздаются голоса: «О, да у него есть план!» — говорил изданию Ars Technica профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Ульрик Шеде.
Основатель крупнейшей китайской IT-компании Alibaba Джек Ма вспоминал, как в 1999 году он представлял Сону свой бизнес-план вскоре после того, как в ходе первого раунда привлечения инвестиций на проект было собрано $5 млн. Через шесть минут после начала презентации Сон перебил его и сказал, что SoftBank также заинтересован в крупных инвестициях в проект. «Вы должны быстрее тратить деньги», — вспоминает Ма слова Сона. В итоге Сон инвестировал в Alibaba $20 млн и потом докупал акции компании несколько раз. Сейчас доля SoftBank в китайской компании составляет 32% при капитализации Alibaba $182 млрд — инвестиция Сона оказалась одной из самых успешных в истории IT-бизнеса.
Миллиарды в Индию
В последнее время Сона занимают инвестиции в Индию, а именно в солнечную энергетику. Летом 2015 года Сон объявил, что общий объем инвестиций SoftBank в связанные с возобновляемой энергией проекты в Индии составит $20 млрд. Партнерами SoftBank выступят индийская Bharti Enterprices и тайваньская Foxconn. По словам Сона, Индия может стать «крупнейшим производителем» солнечной энергии в мире. «В Индии в два раза больше солнца, чем в Японии. Стоимость строительства инфраструктуры для выработки солнечной энергии в два раза меньше. Это значит, что инвестировать в солнечную энергию в Индии, а не в Японии в четыре раза эффективнее», — считает Сон. Индийское правительство поддерживает инвестиции в солнечную энергию: власти Индии хотят увеличить ее выработку с 3 ГВт сегодня до 100 ГВт в 2022 году. Помимо этого в Индии Сона интересует интернет: $200 млн было инвестировано в сеть мобильной рекламы InMobi, $210 млн — в сервис заказа такси Ola Cabs, $627 млн — в платформу для онлайн-ретейлеров Snapdeal.
В 2010 году Сон, представляя перед инвесторами свое видение развития компании, подчеркнул, что планирует развитие бизнеса SoftBank на 300 лет. Предприниматель считает, что уже к 2040 году 99,98% работающих сейчас компаний перестанет существовать в их нынешней форме, а SoftBank выживет. В ближайшие 30 лет Сон планирует инвестировать в 5 тыс. компаний, чтобы «создать фундамент» для будущих поколений руководителей SoftBank. Одной из главных задач миллиардер считает «создание компьютерного мозга». До 2300 года, как считают в компании, будет достигнут «симбиоз компьютерных технологий и человеческого мозга, что приведет к телепатической коммуникации».
Один из самых амбициозных проектов Сона — SoftBank Robotics Holdings (60% в нем принадлежит SoftBank, по 20% — Alibaba и производителю устройств Apple, компании Foxсonn). Первым шагом холдинга стало создание Pepper — робота, способного понимать эмоции. Первая партия Pepper (1000 роботов по $1600 каждый) была распродана 22 июня 2015 года за минуту. Pepper умеет воспринимать настроение собеседника по его словам и выражению лица, а также может синтезировать собственные эмоции. Первая партия Pepper была продана в Японии, с 2016 года планируется наладить поставки за рубеж. По словам Сона, он хочет превратить продажу эмоциональных роботов в мировой бизнес.
Судя по выступлениям Сона, он действительно верит в будущее человечества с роботами. Бизнесмен в октябре 2015 года говорил, что в будущем роботы позволят своим владельцам вести жизнь в беспрецедентной роскоши — жизнь, которую можно будет сравнить с жизнью рабовладельцев в Древнем Риме.