Власти наложат ограничения на покупателя 19,5% «Роснефти»
Ограничения для покупателей
Стратегический инвестор, который купит 19,5% «Роснефти», не сможет в течение трех лет продать этот пакет, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директиву представителям государства для участия в заседании госхолдинга «Роснефтегаза».
В ходе приватизации именно «Роснефтегаз» снизит свою долю в «Роснефти» с 69,5 до 50% (еще одна акция принадлежит России напрямую). Это делается «для недопущения его покупки недолгосрочными инвесторами», передает агентство.
Соответствующую директиву 8 июля подписал первый вице-премьер Игорь Шувалов, отвечающий за приватизацию, сообщил «Интерфакс». Близкий к нему источник подтвердил РБК факт подписания директивы.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев и представитель BP (уже владеет 19,75% «Роснефти») в России Владимир Буянов отказались комментировать директиву Шувалова.
Помимо этого покупатель акций «Роснефти» должен будет заключить акционерное соглашение с Росимуществом или «Роснефтегазом», предусматривающее голосование за кандидатов от государства в совет директоров «Роснефти». Это обеспечит собственнику контрольного пакета («Роснефтегазу») большинство представителей в совете, замечает «Интерфакс».
Еще в апреле два источника РБК в правительстве рассказывали о возможных ограничениях в отношении покупателей 19,5% «Роснефти». По их словам, обсуждалась идея, при которой инвесторов могли обязать не заключать акционерное соглашение с BP, чтобы она не смогла, к примеру, консолидировать блокирующий пакет в «Роснефти».
В качестве базового сценария приватизации «Роснефти» признана продажа 19,5% одному или нескольким стратегическим инвесторам. В понедельник, 11 июля, Шувалов говорил, что решения по окончательному способу продажи акций этой нефтяной компании еще нет — акции могут быть проданы как одному инвестору, так и нескольким стратегам. Пока власти отказались только от размещения этих акций на бирже, добавлял он.
«Роснефтегаз» должен представить в Министерство экономического развития до 1 августа план-график реализации сделки в 2016 году, подготовленный инвестиционным консультантом (итальянским банком Intesa), передает «Интерфакс». Предварительные рекомендации по кандидатурам стратегических инвесторов, структуре сделки, отчет о рыночной стоимости необходимо подготовить до 1 сентября.
В июне Bloomberg сообщал, что российские власти предпочли бы совместную сделку по продаже 19,5% «Роснефти» с Индией и Китаем. Среди претендентов назывались индийская ONGC и китайская CNPC. В пятницу 19,5% «Роснефти» на Московской бирже стоили 690,16 млрд руб. ($10,86 млрд).
Круг сужается
CNPC сейчас владеет 0,62% «Роснефти», которые она приобрела за $500 млн в ходе IPO российской компании летом 2006 года. 30 мая председатель совета директоров CNPC Ван Илинь заявил в интервью телеканалу «Россия 24», что компания заинтересована в увеличении доли в «Роснефти» при определенных условиях: «В случае наращивания доли хотели бы получить право участия в управлении компанией, естественно, в полном соответствии с приобретенной долей. Опять же мы ожидаем, что формат участия и объем полномочий будут отражены в предложении «Роснефти». Правительственная директива, судя по всему, таких прав не дает.
Трехлетний мораторий на продажу акций «Роснефти» после приватизации — это нормальная рыночная договоренность, замечает аналитик «Атона» Александр Корнилов. Но обязанность голосовать по директиве правительства за предложенных им кандидатов в совет директоров компании серьезно ограничивает права будущих покупателей актива, предупреждает он. По его мнению, это может повлиять на цену пакета, но не обязательно приведет к дисконту к рыночной цене: скорее, не будет существенной премии, которой можно было бы ожидать, если бы покупатель мог выдвигать своих кандидатов в совет директоров компании, а не только получать дивиденды.
Из-за прописанных в директиве условий круг потенциальных покупателей акций «Роснефти» в рамках приватизации резко снижается, констатирует старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров: CNPC, скорее всего, не будет покупать бумаги, поскольку не получит права управления активом. По мнению эксперта, теперь продажа может состояться даже с дисконтом к рыночной цене и несколькими пакетами, поскольку иностранные инвесторы считают вложения в российские активы рискованными и не готовы платить за них дорого. Приватизация состоится в этом году только при крайней нужде бюджета в деньгах, заключает Нестеров.
BP, которая в 2013 году увеличила свой пакет в «Роснефти» до 19,75%, имеет право на два из девяти мест в совете директоров компании. Сейчас ее интересы в совете директоров «Роснефти» представляют президент BP Роберт Дадли и еще один топ-менеджер британской компании Гильермо Кинтеро.
К стратегическому инвестору также будут предъявлены стандартные требования: отсутствие предъявленных и потенциальных претензий о взыскании долгов, об уплате налогов и других обязательств перед бюджетом на дату осуществления сделки, сообщает «Интерфакс». Покупатель также должен подтвердить потенциал для синергии своих активов и активов «Роснефти» и создания добавленной акционерной стоимости за счет привлечения соответствующих инвесторов. Об этом же говорил глава «Роснефти» Игорь Сечин в конце июня: «Речь надо вести о стратегическом инвесторе, такой инвестор должен иметь соответствующую квалификацию, не иметь рисков предъявления претензий и обеспечивать синергию в работе с компанией».
С представителями CNPC и ONGC пока связаться не удалось.