Греф назвал неадекватным поведение владельца «Мечела»
«Мы видим не совсем адекватное поведение собственника (компании Мечел Игоря Зюзина - прим РБК) и очень хочется надеятся на то, что в какое-то конструктивное русло оно перейдет. Если же не перейдет, то все развивается по пути банкротства компании. У нас другого выхода нет», - сказал журналистам Герман Греф.
По его словам, Сбербанк сформировал 100% резерв под кредит этой компании в октябре. «Это конечно очень сильно ударило по нашему финансовому результату, по всей нашей компании. Конечно, мы сделаем все, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить возврат собственных средств», - отметил Греф.
«Я бы мягко сказал собственник очень приблизительно владеет ситуацией в компании и финансовой, и фактической. Решения, которые принимались им о начале масштабнейших инвестиционных проектов, были, к сожалению, очень сильно не просчитаны. И конечно текущее управление компанией требует очень значительного улучшения. Я могу сказать сегодня, что момент в компании нет менеджмента. То, как она управляется, это трудно назвать менеджментом. Мы крайне не удовлетворены состоянием дел в компании и качеством управления. Но самое главное, я не понимаю стратегии собственника», - отметил Герман Греф.
«Для банка самое сложная ситуация, когда банк не понимает логики клиента и клиент не следует логики банка. Фактически сегодня банки уже являются собственником бизнеса, потому что такой объем долга, который сегодня есть, он не только не в состоянии вернуть, он не в состоянии его обслуживать. Поэтому это требует срочных мер, антикризисных мер в компании. И скажем так ответственные и серьезные люди так себя не ведут. Мы сейчас в основном с ним (Зюзиным - РБК) общаемся через СМИ», - сказал Греф.
«Мы собирались втроем президент ВТБ, первый зампред Газпромбанка и я. И от имени всех троих сделали ему достаточно либеральное предложение по конвертации, по текущей рыночной стоимости части нашего долга в акции, в том объеме, которого достаточно для текущего обслуживания долга, и мы ему предложили опцион на выкуп нашей доли с определенной доходностью в любой момент времени, как только он захочет выкупить, даже на второй день после завершения сделки. Понято, что если мы делаем подобного рода реструктуризацию, акции и компании сразу же существенно вырастают в цене и компания приобретает совершенно иную инвестиционную привлекательность. Я уверен, что можно будет найти покупателя на компанию, внешнего привлечь инвестора».
На вопрос корреспондента РБК, что будет делать Сбербанк, если Игорь Зюзин откажется конвертировать долг «Мечела» в новые акции, президент Сбербанка Герман Греф ответил: «На сегодня мы видим два возможных выхода. То, что компания не обслуживает долг у нас нет другого пути кроме как взыскивать в судебном порядке и после получения судебных решений банкротить компанию. В случае, если вдруг собственник проявит какое-то уважение к собственному коллективу, хотя бы потому, что это более мягкий и более стабильный путь - конвертация долга в акции. Я считаю, что мы (банки кредиторы - РБК) делаем ему огромное благо, давая возможность конвертировать часть нашего долга в акции компании до устойчивого обслуживания компанией долга».
«Мечел» сегодня погасил всю задолженность по процентам перед Сбербанком в сумме 1,5 млрд рублей. Следовательно, оснований для взыскания просроченной задолженности в судебном порядке у Сбербанка нет, сообщил РБК представитель «Мечела».
Аналитик Инстафорекс Антон Фомин сказал РБК, что в экспрессивных оценках, которые Герман Греф дал владельцу и менеджменту "Мечела" есть эмоциональные и рациональные составляющие. "Мечел" ,конечно, подпортил нервы банку, но Греф знает, что говорить и когда. Это был некий фактор давления на компанию", не исключает Фомин. Аналитик БКС Олег Петропавловский считает, что "для банка-кредитора - это способ выпустить пар, а для "Мечела" - способ защиты. "Когда стороны выносят аргументы в СМИ, в публичную плоскость, то появляются разные мнения о ситуации, в том числе в защиту компании",- сказал РБК Петропавловский.
Последние полгода «Мечел» ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации задолженности. Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк предложенный план не устраивает. Госбанки со своей стороны предлагают конвертировать $3 млрд из почти $5 млрд долга перед ним в акции (Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд)) , что не устраивает основного владельца «Мечела» Игоря Зюзина, доля которого в этом случае снизится до 10%. 52% всей задолженности «Мечела» в рублях, 69% приходится на государственные банки. В конце сентября ВТБ и Сбербанк предъявили компании иски об истребовании порядка 4,5 млрд руб., сделав таким образом первый шаг к ее банкротству.
5 ноября Арбитражный суд отложил на 21 ноября предварительное заседание по иску ВТБ к «Мечелу» на сумму 2,99 млрд рублей. При этом «Мечел» сам подал иск к банку к банку-кредитору об изменении условий кредитного договора. По словам представителя ответчика, встречный иск мотивирован резким падением цены на его продукцию, а также тем, что «российские потребители уклоняются от заключения с ним договоров, что невозможно было предвидеть ранее». «Мечел» просит внести изменения в договор в части выплаты процентов, начиная с марта 2014 года. Иначе, подчеркнул юрист, это может привести к банкротству предприятия. Юристы скептически оценивают перспективы судебного иска «Мечела» к ВТБ.«В соответствии с гражданским кодексом «Мечел» может потребовать суд изменить кредитный договор в связи с существенно изменившимися обстоятельствами, но данная норма права очень редко применяется на практике и практически неприменима к сложившейся ситуации», - сказал РБК адвокат бюро «S&K Вертикаль» Михаил Ильин.
10 ноября Арбитражный суд Иркутской области назначил на 15 декабря судебное заседание по иску Сбербанка к «Мечелу» о взыскании 21 млн 853 тыс. 532 руб.