Банки нашли трех кандидатов на замену Игорю Зюзину в «Мечеле»
РБК выяснил, кого банки рассматривали в качестве альтернативы Игорю Зюзину для управления компанией «Мечел»: у кредиторов компании было, как минимум, три кандидата.
Это руководитель угольной компании «СУЭК» Владимир Рашевский, экс-гендиректор «Ленэнерго» и МОЭК Андрей Лихачев и бывший гендиректор УК «Металлоинвест» Марк Бузук.
Три кандидата
О том, что у кредиторов «Мечела» был шорт-лист минимум из трех кандидатов, которые могли бы руководить «Мечелом» в период реструктуризации, РБК рассказали два источника, знакомые с ходом обсуждения. Основные кредиторы компании — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. На роль руководителя компании они предлагали гендиректора угольной компании СУЭК Владимира Рашевского. Еще двумя кандидатами собеседники РБК назвали экс-гендиректора «Ленэнерго» и «Мосэнерго» Андрея Лихачева и бывшего гендиректора УК «Металлоинвест» Алишера Усманова Марка Бузука.
Рашевский – не только руководитель, но и младший партнер Андрея Мельниченко в СУЭК. Он возглавляет угольную компанию уже 10 лет и, как говорит человек из его окружения «является основным мотором, тащит на себе всю компанию». В 2012 году Рашевского звали в правительство возглавить Министерство энергетики, но он отказался.
Лихачев знаком с председателем правления Сбербанка Германом Грефом с первой половины 90-х годов. Они оба возглавляли районные агентства по управлению городским имуществом в Петербурге, а в 1998 году Лихачев сменил Грефа на посту вице-губернатора, председателя петербургского комитета по управлению госимуществом. Лихачев руководил «Ленэнерго», после его реформирования – ТГК-1, а затем - МОЭК. В 2003 году он изъявлял желание баллотироваться в губернаторы Петербурга, но быстро отказался от этих планов.
Бузук много лет был партнером Виктора Вексельберга. В 2004 году структура предпринимателя - Investment Partners AG вместе с «Реновой» купили Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов. Вексельберг вместе с Бузуком в качестве младшего партнера развивали рудник Manganese of Kalahari и ферросплавный завод Transalloys в Южной Африке, золотодобывающие активы на Камчатке и другие активы. Разошлись они в 2010 году, когда Бузук продал свои доли «Ренове». После этого он меньше года проработал гендиректором УК «Металлоинвест» Алишера Усманова .
Руководитель госбанка-кредитора «Мечела» действительно предлагал Рашевскому возглавить металлургическую компанию, но гендиректор СУЭК сразу ответил отказом, уверяет источник в его окружении. Лихачев не стал говорить с РБК о том, предлагали ли ему возглавить «Мечел». Знакомый с ним человек подтверждает, что такой разговор действительно был, но «без конкретики». Бузук вчера вечером отказался поговорить, сославшись за занятость.
Дискуссии о возможной кандидатуре нового управляющего «Мечела» временно отложены: банки не достигли согласия c основным владельцем компании Игорем Зюзиным, без согласия которого невозможно начать реструктуризацию, рассказывает один из собеседников РБК.
Вариант спасения
У кредиторов, по сути, остался только один вариант спасения погрязшего в долгах «Мечела» — конвертация части его долга в долю в акционерном капитале компании. Последние две недели никаких других идей не обсуждается — для реструктуризации долга компании предлагается конвертировать около половины кредитов Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка в контрольный пакет акций «Мечела» со снижением доли основного владельца Игоря Зюзина примерно до 10%. Банки готовы обсуждать и опцион, который позволит Зюзину выкупить свою долю обратно.
Схема обсуждалась с Зюзиным, но пока он ее не принял. Об этом РБК рассказали два источника, близкие к сторонам переговоров.
Для того чтобы снизить нагрузку до приемлемого уровня, «Мечелу» одновременно с конвертацией части долга в акции нужно продать РЖД железнодорожную ветку до Эльгинского угольного месторождения. «Мечел» оценивает актив по затратам примерно в $2 млрд, кредит под покупку РЖД могли бы взять у тех же банков, говорит один из участников обсуждения.
Этот вариант неприемлем для монополии, утверждает источник в РЖД: компания не планировала столь серьезно увеличить свою долговую нагрузку. Есть и другие варианты, утверждают источники — например, долгосрочный лизинг этой ветки на льготных условиях.
РЖД не хотят покупать железную дорогу к Эльге не только из-за отсутствия средств, но и из-за того, что она убыточна при применении к ней тарифа РЖД, говорит источник, знакомый с позицией транспортной монополии. Сегодня намечено совещание в Федеральной службе по тарифам, на котором стороны должны обсудить варианты тарифного регулирования ветки, сказали два участника этой встречи.
Представители «Мечела», Сбербанка и ВТБ отказались от комментариев.
«Мечел» — один из самых закредитованных российских концернов: его общий долг по состоянию на апрель 2014 года достигал $8,6 млрд. Основными кредиторами выступают российские госбанки — Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд). Компания договорилась с ними о ковенантных каникулах до конца 2014 года.
В конце июля стало известно, что правительство разработало два варианта помощи «Мечелу». Они предполагают хотя бы временную смену собственника. По одному из вариантов, банки-кредиторы напрямую войдут в капитал предприятия, по другому — будет использована схема с привлечением ВЭБа и Центробанка.