Чиновники отказались спасать «Мечел» за счет бюджета
«Политика такая, что мы больше должны поддерживать финансовые институты – в данном случае банки, – с тем чтобы банки могли содействовать этим предприятиям», – отметил Силуанов.
Основные кредиторы «Мечела» – Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк, на них в сумме приходится порядка $5,5 млрд из $8 млрд долга компании. Силуанов говорит, что банки могут стать новыми собственниками компании и, «может быть», будут ею более эффективно управлять.
В случае банкротства «Мечела» государство поможет трудоустроить и переучить работников горно-металлургического холдинга. Не обязательно, что предприятие будет остановлено, а работники – выброшены на улицу, сказал Силуанов. «В данном случае речь идет о том, что предприятие как работало, так и будет работать, но придет новый менеджмент – более эффективный, новый собственник, будет лучше управлять. Это нам сейчас нужно. А не то, чтобы спасать неэффективные предприятия», – уточнил министр.
Силуанов напомнил, что правительство также оказало поддержку банкам-кредиторам – «они давали кредиты, создавали резервы, они понесли убытки, мы их поддержали». Источник РБК в правительстве, впрочем, говорит, что государство дополнительных мер поддержки банков-кредиторов «Мечела» в дополнение к уже имеющимся пока не рассматривает.
«Мечел» уже полгода пытается договориться с кредиторами о реструктуризации задолженности. Банки, со своей стороны, хотят в счет долга получить контроль над компанией. Договоренностей ни по одной из схем пока нет. ВТБ и Сбербанк тем временем предъявили к «Мечелу» иски о взыскании просроченной задолженности по кредитам, что, по сути, является техническим дефолтом компании. Глава ВТБ Андрей Костин пояснил, что простая реструктуризация не решает проблемы должника, а лишь откладывает ее на более поздний срок.
Заявление Силуанова подтолкнуло котировки «Мечела» вверх. Акции компании на Московской бирже вчера подорожали на 22,2%, с роста на 25% открылись и торги депозитарными расписками компании в Нью Йорке, но там котировки быстро скорректировались. Рынок позитивно воспринял новость, также на рост стоимости акций могло повлиять ожидание полугодовой отчетности «Мечела», которая будет опубликована сегодня, поясняет Андрей Третельников из Rye, Man & Gor Securities. Аналитик добавил, что инвесторы в Америке отыгрывали рост на локальном рынке.
Что говорили о спасении «Мечела»
20 марта
Андрей Белоусов, помощник президента России
«Мечелу» может помочь продажа активов. Банкротство для компании – это крайняя мера. У нас есть конкретные действия, и если они будут реализованы, «Мечел» выйдет из этой ситуации. Могу сказать, что продажа некоторых активов может помочь».
19 июня
Алексей Улюкаев, министр экономического развития
«Приоритетный вариант финансового оздоровления компании — рефинансирование долга через выпуск конвертируемых облигаций, но без обязательной конвертации в акции компании. Госбанки могут выкупить эти конвертируемые облигации общей стоимостью 180 млрд руб.».
10 июля
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли
«Нужно говорить о финансовом оздоровлении либо в рамках закона о банкротстве, либо за счет усиления управляющей компании, которая должна взять на себя риск и ответственность по выведению компании из кризиса».
23 августа
Аркадий Дворкович, вице-премьер
«Переговоры по спасению «Мечела» и отработке схемы спасения компании еще не завершены, на выработку окончательного решения потребуется несколько дней».
29 сентября
Андрей Белоусов, помощник президента России
«С моей точки зрения, я разбирался и проводил совещания… Я аккуратно скажу, что руководство «Мечела» как никогда близко к заключению компромисса с кредиторами».