Нефтесервисные компании попросили научить «Роснефть» платить за 30 дней
На месяц дольше
Сервисные компании Западной Сибири попросили Минэнерго повлиять на госкомпании, которые удлиняют сроки оплаты заказов. Эту просьбу в среду озвучил Владимир Борисов, президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний и генеральный директор нефтесервисной компании «ГеоИНтек» на круглом столе «Перспективы развития нефтегазосервиса в период низких цен на энергоресурсы» в рамках Национального нефтегазового форума. Он утверждает, что самые длинные сроки оплаты у «Роснефти»: «Это 90–120 дней с момента приема выполненных работ. При этом «Сургутнефтегаз», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» платят своим подрядчикам через 30 дней, «Газпром» – до 60 дней».
«Роснефть» еще до декабря прошлого года платила через 90 дней. Зная такую особенность, подрядчики пользовались услугами факторинга в банках. При наличии подписанных договоров с госкомпанией банк производил платеж в размере 90% от суммы стоимости выполненных работ при предъявлении документов о приемке работ заказчиком. А остаток суммы за вычетом процентной ставки перечислялся на счет подрядчика при поступлении оплаты от заказчика в банк. Однако 17 декабря прошлого года «Роснефть» удлинила сроки оплаты по договорам с несколькими компаниями, входящими в нашу ассоциацию, мотивируя это необходимостью оплаты долгов в валюте в крупном размере. Банк тут же закрыл компаниям овердрафт, опасаясь рисков. Мы попали в ситуацию, когда скоро нечем будет платить зарплату, что грозит социальной напряженностью в коллективах», – жаловался на форуме Борисов.
Виктор Хайков, президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса в разговоре с РБК добавил, что заказчики продолжают давить на подрядчиков с целью снижения цен на услуги на 10–30%. «Неправильно продолжать снижать цены на услуги, которые и так не индексировались несколько лет (еще есть контракты на бурение и геологоразведку по ценам 2012 года), при росте инфляции, стоимости кредитов, материалов и оборудования. При этом от сервисных компаний требуют вкладываться в повышение квалификации персонала, НИОКР и обновление производственных фондов. В свою очередь, такой крупный заказчик, как «Роснефть», не гарантирует последнее время ни оплаты услуг вовремя, ни сохранения объема заказов для российских подрядчиков: напротив, снижает объем геологоразведки, а также инвестиции на эти цели. В итоге у многих компаний сектора кассовый разрыв и ситуация ухудшаются», – отмечает он РБК.
Скидки в ущерб качеству
«Роснефть» не комментирует увеличение сроков платежей подрядчикам, рост сроков оплаты по действующим договорам, подчеркивая, что услуги сторонних подрядчиков обходятся ей дороже использования собственных «дочек». «Компания последовательно увеличивает долю собственного бурового сервиса до 75–80%. Такое наращивание также будет проводиться по другим видам сервиса, таким как текущий и капитальный ремонт скважин, внутрискважинные работы, гидроразрыв пласта. Это позволит компании повысить финансовую прозрачность и эффективность, поскольку стоимость сторонних подрядчиков уже на 5–9% выше, а «Роснефть» намерена сохранить стоимость услуг своего нефтесервиса на текущем уровне в ближайшие три года. При этом рост объемов бурения в ближайшие пять ожидается на 7–10% в год», – сообщил РБК представитель «Роснефти».
Информацию о том, что «Роснефть» удлиняет платежи и начала платить через 120 дней вместо 90 подтверждают источники РБК в «Интегре» и Halliburton. Собеседник РБК в Halliburton дал понять, что иностранцам скидок никто не делает, мало того, скидок у них просят так же, как и у российских подрядчиков. Причем требований качества работ никто не отменял. Однако он заверил, что компания идет навстречу крупному заказчику и понимает, что ситуация временная. А его финансовая подушка безопасности позволит выдержать какое-то время такие условия.
Президент корпоративного сектора «Россия» транснациональной компании Elsevier (предоставляет доступ к базам данных для нефтегазовой отрасли) Сергей Ревякин пояснил РБК, что компания готова идти на уступки «Роснефти», даже если она будет платить за их услуги позже.
Собеседник в одной из крупных российских сервисных компаний отмечает, что госкомпания требует скидок у своих подрядчиков от цен 2014 года минимум в 10%, при том что цены на услуги не менялись с 2012 года, а стоимость кредитов, материалов и топлива растет.
Геологоразведка «Роснефти» в 2013 году
83 млрд руб. составили инвестиции «Роснефти» в геологоразведку
36% прироста запасов жидких углеводородов в России обеспечивает компания
35 тыс. погонных километров сейсморазведочных работ 2Д выполнено компанией
Из них 92% работ приходится на шельф
2% работ приходится на Восточную Сибирь
12 тыс. кв. км сейсморазведочных работ 3Д выполнено «Роснефтью»
Из них 21% работ приходится на шельф
16% работ приходится на Восточную Сибирь
90 поисково-разведочных скважин пробурено и завершено испытанием (13% приходится на Восточную Сибирь)
250 млн т нефти и 77 млрд куб. м газа – прирост запасов «Роснефти» (11% приходится на Восточную Сибирь)
Источник: данные компании
Доля заказов «Роснефти» в портфеле буровой компании «Евразия» (один из основных активов Eurasia Drilling Company) в 2014 году составила 6%. В 2013 году доля «Роснефти» в ее портфеле заказов составляла 24%. Ранее Eurasia Drilling сообщала, что переориентирует до 80% своих буровых, законтрактованных «Роснефтью», на других клиентов. Снижение доли заказов российской госкомпании в портфеле Eurasia Drilling в 2014 году сервисная компания объясняла тем, что «Роснефть» просила предоставления скидки на проведение буровых работ, сообщал Интерфакс.
Гульнара Хайруллина, генеральный директор российско-китайской компании Bursystem, специализирующейся на поставке бурового оборудования из Китая и оказании сервисных услуг, также знает о том, что «Роснефть» платит только через 120 дней после получения оборудования. «В каждом контракте условия оговариваются отдельно, но в новых тендерах сроки оплаты официально выросли, раньше были 60–90 дней. Для нас 120 дней это долго, поэтому мы внимательно смотрим на условия и от участия в некоторых тендерах отказываемся», – сообщила она РБК.
Генеральный директор компании «УВЗ Нефтегазсервис» Алексей Самоукин считает, что у нефтегазовых компаний более выгодные условия кредитования в банках, поэтому необходимо сокращать сроки постоплаты за произведенные подрядчиками работы, чтобы те могли соблюсти заявленное качество работ. «Роснефть» действительно платит позже всех, а требует наивысшего качества работ, штрафует за любую провинность. Но мы не можем гарантировать сохранения качества услуг, если не будем вовремя получать деньги и если будем снижать цену ниже себестоимости услуг, иначе попросту разоримся», – сказал он РБК.
Конкуренты «Роснефти» по отрасли тоже пытаются сократить свои издержки за счет оптимизации расходов на услуги подрядчиков. Источник в ЛУКОЙЛе объяснил РБК, что компания договорилась с подрядчиками сохранять цены на услуги в рублях и заморозить их на уровне 2014 года. Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил, что подобная договоренность достигнута с подрядчиками «Транснефти» на период первого квартала 2015 года. «Мы держим рублевые цены прошлого года на услуги подрядчиков до конца марта 2015 года. Однако понимаем, что цены на металл выросли, и поэтому рост стоимости материалов неизбежен. Сейчас наши специалисты пересчитывают инвестпрограмму компании в том числе и на предмет сохранения соотношения цены и качества услуг работ подрядчиков», – сказал он РБК.
Как помочь подрядчикам не разориться?
Сервисные компании просят помощи у государства. Они призывают сократить сроки постоплаты за выполненные работы до 30 дней для всех нефтяных компаний. Борисов в рамках Национального нефтегазового форума попросил Минэнерго содействовать получению господдержки для нефтесервисных компаний. «Мы хотим, чтобы государство выступило гарантом расчета своих компаний с подрядчиками вовремя и выделило бы нам уполномоченный банк, который бы работал с нами на условиях факторинга даже несмотря на рост сроков платежей со стороны «Роснефти». В Минэнерго РБК сообщили, что такого письменного обращения от компаний не поступало.
Виктор Хайков считает, что государство должно ограничить сроки оплаты контролируемых им компаний своим подрядчикам максимально 30 днями, а еще лучше ввести частичную предоплату, как это действовало до 2008 года. Если этого не сделать, то российские компании потеряют рынок и их место займут иностранные подрядчики. Текущая ситуация с задержкой платежей ведет к отсрочкам выплат субподрядчикам, а также к несвоевременным перечислениям налогов и зарплат. Для снижения издержек компаниям придется сокращать персонал, что ведет к росту безработицы.
Нефтегазовый аналитик Sberbank SIB Валерий Нестеров подсчитал, что «Роснефть» добывает около 40% всей нефти в стране. Компания сокращает свои затраты на бурение. Это сильно ударит по ее подрядчикам в области буровых и геологоразведочных работ. Поскольку из-за малого количества заказчиков рынок нельзя назвать конкурентным, компании держатся за своего заказчика даже несмотря на удлинение сроков платежей.