«Роснефть» и ЛУКОЙЛ попытаются сэкономить на контрагентах
«Роснефть» предлагает сервисным компаниям зафиксировать цены своих услуг на уровне 2013 года, в рублях и без индексации на уровень инфляции, несмотря на подорожание энергоносителей, материалов и топлива. Но в данном случае удешевление стоимости работ чревато падением их качества и возникновением аварийных ситуаций», – сетует менеджер нефтесервисной компании «Интегра». Похожие жалобы и у других подрядчиков «Роснефти». «Роснефть» отжимает поставщиков, предлагая иностранным компаниям переходить на рублевые контракты с валютных аккредитивов, а также увеличивая срок оплаты по итогам уже выполненных работ с принятых ранее 60 до 120–180 дней. В итоге опытные иностранцы отказываются от участия в тендерах», – рассказывает РБК консультант одного из иностранных поставщиков оборудования для газовых заправок. Менеджер завода по производству бурового оборудования утверждает, что главная проблема, которая неизбежно должна привести к росту стоимости продукции – в удорожании кредитования со стороны российских банков при затрудненном доступе к финансовым ресурсам Запада из-за санкций.
«Мы занимаем жесткую переговорную позицию и всегда это делали. Если есть контракты, мы не должны их индексировать. Проиграть в качестве услуг подрядчиков мы не боимся. В каждом отдельном случае это вопрос переговоров. Есть партнеры, с которыми существует один тип отношений, и есть те, с которыми он другой», – заявил РБК вице-президент по связям с общественностью «Роснефти» Михаил Леонтьев.
По словам источника РБК в «Роснефти», госкомпания добивалась от подрядчиков в 2014 году скидок в 10–15% от стоимости услуг, а по некоторым контрактам цены не росли с 2013 года. По его мнению, часть подрядчиков будет вынуждена смириться с условиями заказчика, если им нужно чем-то платить сотрудникам зарплату. Роман Самсонов, председатель совета директоров компании «Информационные и газовые технологии», ранее руководитель департамента перспективного и технологического планирования «Роснефти», считает, что нынешнее жесткое требование скидок от подрядчиков может сказаться на качестве услуг и оборудования, «так как основная коррупционная составляющая в тендерах на сервис и оборудование (в размере 45% от ранее действовавших цен) была устранена еще летом 2013 года, сразу после прихода в кресло президента «Роснефти» Игоря Сечина». По его мнению, как-то оптимизировать расходы заказчика можно, лишь работая с конечным исполнителем, который не будет передавать работы на субподряд.
«Роснефть» – не единственный участник рынка, который пытается добиться оптимизации своих расходов на сервис. Президент НП «Союзнефтегазсервис» Игорь Мельников утверждает, что ЛУКОЙЛ недавно письменно обращался в компанию с предложением пересмотреть условия контракта на поставку программного обеспечения, снизив цену на 25%. «Мы отказались идти на такие уступки, мотивируя это экономической ситуацией», – сказал он РБК. Игорь Мельников объясняет, что многие из нефтегазовых мейджоров сейчас пытаются оптимизировать расходы на подрядные работы.
Собеседник РБК в ЛУКОЙЛе подтверждает информацию о том, что компания начала оптимизацию стоимости услуг, но, по его данным, речь не идет о скидках более чем на 20%. «Там, где поставщику можно найти альтернативу, мы ее ищем, там, где ее найти не получается, приходится идти на разумный компромисс», – говорит он.
Источник РБК в одной из западных нефтесервисных компаний «большой четверки» говорит, что они не пойдут на жесткий пересмотр цен на услуги – лучше совсем откажутся от такого заказчика.
«Транснефть» кредитует своих подрядчиков и тем самым может рассчитывать на адекватные цены. По словам официального представителя «Транснефти» Игоря Демина, трубопроводная монополия согласилась строить отвод от ВСТО к Комсомольскому НПЗ для «Роснефти» по контрактам за рубли и с отсрочкой платежа на три года: расходы будут возмещены из инвестиционного тарифа. С собственными подрядчиками контракты у «Транснефти» номинированы в рублях.
В пресс-службах ЛУКОЙЛа и «Интегры» от комментариев отказались.