Бизнесмены из «списка Титова» назвали условия возвращения в Россию
Упомянутые в списке выставившего свою кандидатуру на пост президента России бизнес-омбудсмена Бориса Титова бизнесмены, которые находятся за рубежом, в беседе с РБК рассказали, на каких условиях они готовы вернуться в Россию. Всего в списке Титова 16 предпринимателей, желающих вернуться на родину. В отношении большинства из них в России ведутся судебные разбирательства.
«Я приеду в Россию и, возможно, буду вести там бизнес, после того как будут закрыты незаконно возбужденные в отношении меня дела», — заявил РБК пензенский предприниматель Алексей Шматко (обвиняется в мошенничестве, утверждал, что руководство регионального ФСБ претендует на его бизнес).
По словам бизнесмена, аппарат Бориса Титова занимается помощью в закрытии уголовных дел предпринимателей, чьи дела «сфабрикованы, а сами они объявлены в розыск». «С одной стороны, я бы, конечно, хотел иметь возможность ездить в Россию, как минимум на могилу своей мамы, которая умерла в России в 2012 году. Я даже не смог приехать на ее похороны. У меня в России остался отец один. С другой стороны, у меня тут уже началась своя жизнь. Я уже семь лет живу за границей. У меня в 2016 году в Британии родилась вторая дочка», — рассказал он.
По словам бизнесмена, «заказчики» его дела из спецслужб отстранены от должностей, но «риск преследования остается». На должностях остались исполнители, которые фабриковали и вели мое дело, в частности пытали меня», — выразил опасения Шматко.
По его словам, они с Борисом Титовым обсудили его возвращение в Россию на «неформальной встрече». О подробностях того, как проходила встреча, Шматко говорить отказался. «Возможно, Титов будет создавать межведомственную группу с МИДом, прокуратурой и Верховным судом, чтобы эти [сфабрикованные] дела разрушать. У Бориса Юрьевича сейчас очень мало рычагов. Человек борется один против несправедливой системы и заслуживает уважения», — заключил он.
Бизнесмен из ХМАО Константин Дюльгеров сообщил РБК, что в обращении к Титову он просил снять с него арест для возвращения в Россию. «Мои юристы обратились к координатору бизнес-омбудсмена Бориса Титова с обращением, в котором указано, что мы просим снять с меня арест, для того чтобы я смог вернутся в Россию и разобраться объективно в своем деле и провести расследование. Мы не просим закрыть само уголовное дело. Мое дело в России — это чисто хозяйственный спор: я якобы украл у своей компании ООО «Самотлор» 1,5 млн руб. В конечном итоге этот ущерб был возмещен, но дело до сих пор открыто, а я в международном розыске. Я не совсем понимаю, как будет происходить процедура рассмотрения обращений бизнесменов из списка. Если обращения будут рассматриваться с рекомендациями, то можно рассчитывать на непредвзятость, если это будет «спущено сверху» в обычном режиме, то вряд ли что-то изменится», — считает Дюльгеров.
Обвиняемый в мошенничестве экс-гендиректор мурманской компании «Риони» Владимир Зюзин сообщил РБК, что лично попросил Титова донести до президента информацию о его уголовном преследовании. После этого на встречу с бизнесменом приехал представитель Титова Дмитрий Григориади. «Мы сейчас работаем с ним по телефону», — рассказал Зюзин, уточнив, что команда юристов Титова месяц изучала его проблему и сейчас плотно работает с представителями бизнесмена в Москве.
Зюзин рассчитывает, что после обращения к Титову Генпрокуратура начнет проверку фактов отъема его бизнеса. Он также надеется на возбуждение уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников и силовиков, которые, по его мнению, причастны к незаконному банкротству его компании. «Я пошел против системы, и меня лишили всего, сделали нищим, у отца два инфаркта было. Слава богу, что есть Титов и Григориади. Я надеюсь только на Титова и Владимира Путина, что мое заявление рассмотрят, начнется проверка Генпрокуратуры, закроют все мои кредиты и я буду чист. Люди, которые со мной все это сотворили, должны понести ответственность», — уверен Зюзин. «Я хочу очень домой и быть полезным стране, потому что родина одна», — заключил он.
Предприниматель Сергей Капчук в разговоре с РБК пояснил, что узнал о своем попадании в список Титова «сегодня утром». «Позавчера я встречался с Титовым, и на этой встрече мне Титов сказал, что меня в списке нет, и только сегодня я узнал, что я все-таки есть», — сообщил он. Предприниматель считает, что «всех людей в списке нельзя грести под одну гребенку».
«Я бы разделил всех участников на тех, кто преследуется по политическим мотивам, — к примеру у меня политическое убежище — и тех, кому предъявлены обвинения по экономическим преступлениям. Каждое дело индивидуально. На каких юридических основаниях я мог бы вернуться, я ответить не могу, это лежит в юридической области и зависит от воли власти принять то или иное решение. Я с готовностью пожму любую руку помощи, которая мне будет протянута. Страну у меня отобрал не Путин, а конкретные люди из преступной группировки «Уралмаш». Путина я глубоко уважаю, и, к примеру, Чичваркин не выражает моего мнения, и я ему полномочий своих не делегировал», — сказал Капчук.
Имена желающих вернуться в Россию предпринимателей Титов озвучил на встрече с иностранными СМИ в Москве. Список был сфомирован бизнес-омбудсменом после недавней поездки в Великобританию и передан президенту России. Титов пояснил, что его команда начала работу с преследуемыми в России представителями бизнеса еще в 2017 году, после того как получила первое обращение следующего содержания: «Я невиновен, защитите мои интересы. Я за рубежом, потому что мне угрожает тюрьма в России».