В «райских офшорах» нашли связь американского министра с «Сибуром»
Министр торговли США Уилбур Росс владеет пакетом акций судоходной компании, получающей миллионы долларов в год прибыли от контрактов с российским нефтехимическим холдингом «Сибур», среди бенефициаров которого бизнесмены из ближнего круга президента Владимира Путина — миллиардер Геннадий Тимченко, находящийся под санкциями США, сын соучредителя кооператива «Озеро» Николая Шамалова Кирилл и самый богатый человек России по версии Forbes Леонид Михельсон. Об этом говорится в материале Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ). В расследовании о Россе участвовали корреспонденты The New York Times (NYT).
Журналисты узнали об этом из 13,4 млн офшорных финансовых документов бермудской юридической фирмы Appleby, которые немецкая газета Süddeutsche Zeitung получила от неизвестного источника. В расследовании участвовали 382 корреспондента 96 СМИ из 67 стран мира. О том, кто еще упоминается в архивах Appleby, читайте в другом материале РБК.
Росс вышел из управления большей частью своих бизнес-активов, перед тем как занять кресло в кабинете министров президента США Дональда Трампа. О его назначении стало известно в ноябре 2016 года. Однако Росс сохранил долю в Navigator Holdings Ltd, базирующейся на Маршалловых островах в Тихом океане. Через офшорные партнерства на Каймановых островах, управляемые Appleby, он владеет долями в компаниях, которые в общей сложности контролируют 31,5% Navigator, следует из последнего годового отчета компании, говорится в материале ICIJ. Как отмечает NYT, Росс сохраняет долю в этих партнерствах в размере от $2 млн до 10 млн, получая бóльшую долю прибыли как основной партнер.
Одним из крупнейших партнеров Navigator выступает нефтехимический холдинг «Сибур», деловые отношения с которым принесли фирме более $68 млн выручки с 2014 года, утверждается в материале.
Росс обсуждался в сенате на предмет связей с Россией. В 2014 году он стал вице-председателем совета директоров кипрского Bank of Cyprus. Сенаторам, которые интересовались его связями с Москвой, Росс говорил, что россияне, инвестировавшие в кипрский банк, «не были его партнерами». Он также сообщил, что лишится долей в 80 компаниях, но оставит под своим контролем девять фирм, в том числе Navigator Holdings Ltd.
Представитель департамента торговли Джеймс Рокас сообщил ICIJ, что Росс присоединился к управлению компанией уже после того, как Navigator Holdings Ltd начала работу с «Сибуром», и «никогда не встречался» с Шамаловым, Тимченко и Михельсоном.
«Министр Росс берет самоотвод по всем вопросам, связанным с трансокеанским судоходством, но в целом он поддерживал санкции администрации против российских и венесуэльских компаний», — сказал Рокас.
Другим крупным клиентом Navigator считается венесуэльская государственная нефтекомпания PDVSA. В августе 2017 года США ввели против нее санкции.
Как уточняют расследователи, Appleby помогла фирме Росса WL Ross & Co. LLC воспользоваться «благами офшорного рая Каймановых островов — британской территории, на которой разрешен высокий уровень финансовой секретности». Росс был CEO WL Ross & Co. LLC с 2006 года до своего назначения на пост министра торговли США. Саму компанию он продал американской Invesco.
Когда Уилбур Росс впервые проинвестировал в Navigator
В 2011 году фирма WL Ross & Co приобрела 19,4% акций Navigator, получив два места в совете директоров, одно из которых занял Росс, говорится в материале. Затем он приобрел пакет акций Navigator у Lehman Brothers, став крупнейшим акционером компании. В ноябре 2013 года Navigator вышла на IPO (ее акции стоили $19). Росс вышел из совета директоров фирмы в 2014 году, когда стал вице-президентом Bank of Cyprus.
Деловые отношения Navigator и «Сибура»
В начале 2012 года «Сибур» зафрахтовал у Navigator два судна для транспортировки сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Европу. С 2014 по 2015 год выручка компании от сделки с российским холдингом выросла с $16,2 млн до 28,7 млн. В 2016 году она составила около $23,2 млн, говорится в материале. По данным расследователей, в 2017 году Navigator вдвое увеличила флотилию для экспорта СУГ «Сибура». Корабли были названы «Навигатор Луга» и «Навигатор Яуза». На сайте «Сибура» говорится, что суда зафрахтованы по долгосрочному контракту с группой компаний «Навигатор Газ». Газовозы осуществляют перевозки из порта Усть-Луга. На сайте ГК «Навигатор Газ» говорится о том, что «Сибур» использует четыре судна компании: «Лео», «Либра», «Луга» и «Яуза». Как отмечает New York Times, «Навигатор Газ» и Navigator Holdings Ltd — это одна и та же компания.
Как писал РБК, общая доля Леонида Михельсона в «Сибуре» составляет 48,5%, Геннадия Тимченко — 17%, а Кирилла Шамалова — 3,9%.
В пресс-службе «Сибура» РБК сообщили, что Navigator никогда не был единственной компанией, осуществляющей перевозки сжиженного углеводородного газа компании из Усть-Луги. По данным «Сибура», в январе-июне 2017 года расходы по контрактам с Navigator составили только 2,8% от расходов компании на логистику ($15,9 млн из $557 млн).
В компании также подчеркнули, что все переговоры проводились исключительно с менеджментом компаний-судовладельцев, без привлечения их акционеров, а контракты с перевозчиками отражены в отчетности за соответствующие периоды.
«В связи с вводом в 2014 году санкций в отношении одного из акционеров компании (Геннадия Тимченко - РБК) были проведены все необходимые проверки со стороны контрагентов на предмет наличия каких-либо ограничений по работе с «Сибуром». Таких ограничений не было выявлено. «Сибур» выражает удивление политически ангажированной трактовкой в некоторых публикациях в прессе обычной коммерческой деятельности, в течение многих лет, с момента ее начала, полностью отраженной в публикуемой отчетности компании», - заявили в пресс-службе «Сибура».