VimpelCom засыпали исками в США из-за «узбекского дела»
О том, что американские юристы засыпали VimpelСom исками из-за «узбекского дела», сообщил 5 ноября Интерфакс. По подсчетам агентства, в отношении VimpelCom поданы семь так называемых классовых исков (исков от неограниченного круга владельцев акций) от юридических фирм Robbins Arroyo, Rigrodsky & Long, Bronstein, Gewirtz & Grossman, Pomerantz, Gainey McKenna & Egleston, Rosen Law Firm и Levi & Korsinsky. Все они представляют интересы инвесторов VimpelCom, которые понесли убытки в результате сокрытия компанией информации об обстоятельствах ее бизнеса в Узбекистане.
VimpelCom знает о жалобах и в настоящий момент оценивает их, рассказал РБК представитель VimpelCom Артем Минаев. Компания не комментирует судебные разбирательства, но намерена активно защищаться против таких исков, добавил он.
Уведомления обо всех этих исках пока доступны только в виде пресс-релизов юридических фирм. В базе американских судов опубликован только один из них, от 4 ноября, поданный в окружной суд США по Южному округу Нью-Йорка. Истцом выступает Чарльз Кукс-Кардос, интересы которого в суде представляют две юридических фирмы — Bronstein, Gewirtz & Grossman и Pomerantz.
Из иска следует, что Кукс-Кардос был миноритарным акционером VimpelCom и в суде может выступать как от себя лично, так и в интересах других миноритариев компании. К иску могут присоединиться все акционеры, купившие бумаги VimpelCom в период с 30 июня 2011 года по 2 ноября 2015 года.
Истец настаивает, что компания нарушала правила раскрытия информации, которую она предоставляет Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). В частности, в иске утверждается, что в период с 30 июня 2011 года по 6 марта 2014 года VimpelCom представила в своей отчетности «ложные и вводящие в заблуждение утверждения» или же «не сумела должным образом раскрыть информацию», касающуюся «десятков миллионов», которая компания в качестве взяток выплатила фирмам, подконтрольным дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой.
На основании того, что VimpelCom якобы платил взятки в адрес Каримовой за доступ на телекоммуникационный рынок Узбекистана, истцы делают вывод о том, что «все утверждения компании о бизнесе, операционной деятельности и перспективах» нельзя считать корректными.
Помимо самой компании ответчиками по иску выступают и нескольких действующих и бывших топ-менеджеров VimpelCom — нынешний гендиректор компании Жан-Ив Шарлье, арестованный накануне в Норвегии экс-глава VimpelCom Джо Лундер (занимал пост CEO с июля 2011 года по апрель 2015 года), бывший гендиректор VimpelCom Александр Изосимов (возглавлял компанию с октября 2003 года по июнь 2011 года), действующий финансовый директор компании Эндрю Марк Дэвис (занимает пост с ноября 2013 года) и бывший финдиректор Корнелис Хендрик ван Дален (работал в этой должности с сентября 2010 года по ноябрь 2013 года).
Истец полагает, что ответчики, как непосредственные руководители компании, знали об искажении данных о ее доходах и расходах и о «ложных» финансовых отчетах, а потому должны нести ответственность за нарушения, допущенные самим VimpelCom.
Коллективные иски не могут повредить отдельным менеджерам, но могут нанести финансовый ущерб компании, считает советник адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Станислав Григорьев. По его словам, VimpelCom, скорее всего, заключит мировое соглашение и заплатит некую сумму юристам, чтобы те отказались от требований. Большую часть денег юристы заберут в качестве платы за свои услуги, продолжает Григорьев, а оставшуюся сумму заплатят держателям акций, которые приобрели их в период «молчания» VimpelCom. Размер мирового соглашения будет зависеть от суммы ущерба акционеров, который определит суд, отметил советник Herbert Smith Freehills.
Узбекский след
Расследование коррупции на телекоммуникационном рынке Узбекистана Министерство юстиции США, Комиссия США по ценным бумагам и биржам и прокуратура Нидерландов ведут с 2014 года. Как писал РБК, американские правоохранители подозревают, что операторы связи МТС, VimpelСom и TeliaSonera через подставные фирмы платили за лицензии и частоты взятки местному чиновнику, который, предположительно, является родственником президента Узбекистана Ислама Каримова. Имя не называется, но, судя по материалам расследования, речь может идти о дочери президента Гульнаре Каримовой. В деле фигурируют два лица, которые известны своей близостью к Каримовой: гражданский муж Рустам Мадумаров и близкая подруга Гаяне Авакян.
Как следовало из исковых заявлений, Минюст США обнаружил, что структуры, возможно, аффилированные с Каримовой, заключили с МТС минимум восемь подозрительных сделок на общую сумму $380 млн, а с VimpelCom — семь, на $133,5 млн. Все сделки совершались в период с января 2006 года по октябрь 2011 года.
Регулярно информировать общественность о ходе расследования VimpelCom начал только в марте 2014 года: тогда компания сообщила, что в отношении ее деятельности в Узбекистане ведется расследование со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США, а также властями Нидерландов. Также VimpelCom уведомил акционеров, что к расследованию присоединился Минюст США.
Если бы истцы знали об этом раньше, они не стали бы покупать акции компании по «искусственным образом» завышенным ценам. О том, что цена бумаг не была справедливой, в частности, свидетельствует «резкое снижение рыночной стоимости» акций VimpelCom после появления информации о ходе расследования, сказано в иске. Например, после появившегося 13 августа в СМИ сообщения о том, что США попросили европейские власти заморозить в связи с коррупционным расследованием активы ряда компаний на сумму до $1 млрд, стоимость депозитарных расписок VimpelCom на NASDAQ упала на 2,3% — до $5,43. А после того, как VimpelCom 3 ноября сообщил акционерам о том, что решил зарезервировать $900 млн средств на возможные расходы в связи с расследованиями, акции компании подешевели на 4,63% (до $3,5 за депозитарную расписку).
В четверг стало известно об аресте в Осло бывшего гендиректора VimpelCom Джо Лундера. По словам его адвоката Като Шетца, его задержание, скорее всего, связан с расследованием коррупции на телекоммуникационном рынке Узбекистана. Сам Лундер незадолго до ареста опровергал свою причастность к этому делу. Как пишет газета «Ведомости», ссылаясь на слова адвоката Лундера норвежскому изданию NRK, полицию заинтересовал перевод $30 млн на счет в Швейцарию, который его подзащитный совершил через два месяца после своего назначения на должность гендиректора VimpelCom.
Представители МТС и LetterOne (акционер VimpelCom с долей 56,2%) не комментируют ход расследования.