В Осло арестовали бывшего гендиректора VimpelСom Джо Лундера
Арест Лундера
Об аресте бывшего гендиректора холдинга VimpelCom Ltd. Джо Лундера в Осло сообщила 5 ноября норвежская телерадиовещательная корпорация NRK, которая ссылается на представляющего интересы Лундера норвежского адвоката Като Шетца. По словам адвоката, экс-глава VimpelCom был арестован в аэропорту Осло Гардермуэн вечером 4 ноября, когда вернулся из Лондона. Арест, скорее всего, связан с расследованием коррупции на телекоммуникационном рынке Узбекистана, предполагает адвокат.
Накануне, 4 ноября, норвежское Управление по борьбе с экономическими и экологическими преступлениями (OKOKRIM) сообщило, что оказывает помощь властям Нидерландов и Швейцарии для получения информации от Telenor (норвежский акционер VimpelCom) и проведения допросов в Норвегии. В разговоре с РБК окружной прокурор ОKOKRIM Марианна Дьюпесланд подтвердила, что Лундер был арестован 4 ноября. Прокурор отметила, что пока он находится в статусе подозреваемого по коррупционному делу VimpelСom в Узбекистане и никакие обвинения пока предъявлены не были. Лундер будет допрошен 5 ноября, после чего прокуратура решит, будет ли он оставлен под арестом. Говорить о том, будут ли в ближайшее время еще аресты по делу в Узбекистане, прокурор отказалась, сославшись на тайну следствия и на то, что оно находится в «еще очень ранней стадии».
Сам Лундер 3 ноября опроверг норвежскому изданию Dagens Næringsliv свою причастность к коррупции в деле VimpelCom: «Я не имел никакого отношения к коррупции и все, что я знал, рассказал властям».
В VimpelCom подтвердили факт ареста Лундера, но комментировать ход расследования отказались. Представитель VimpelCom Нил Мурхаус сказал, что компания продолжает «сотрудничать с властями США и Нидерландов» и соблюдает антикоррупционные стандарты, причем последнее — «одна из главных задач нового менеджмента».
Представитель LetterOne (акционер VimpelCom с долей 56,2%) Стюарт Брузетт отказался от комментариев. Дмитрий Солодовников, представитель МТС — этот оператор также фигурирует в «узбекском деле», сказал, что компания в курсе ареста Лундера, но от других комментариев отказался. Представители TeliaSonera (еще один фигурант «узбекского дела») и Telenor (акционер VimpelCom) не ответили на звонки корреспондента РБК.
Суть подозрений
Расследование коррупции на телекоммуникационном рынке Узбекистана Министерство юстиции США, Комиссия США по ценным бумагам и биржам и прокуратура Нидерландов ведут с 2014 года. Как писал РБК, американские правоохранители подозревают, что операторы связи МТС, VimpelСom и TeliaSonera через подставные фирмы платили за лицензии и частоты взятки местному чиновнику, который предположительно является родственником президента Узбекистана Ислама Каримова. Имя не называется, но, судя по материалам расследования, речь может идти о дочери президента Гульнаре Каримовой. В деле фигурируют два лица, которые известны своей близостью к Каримовой: гражданский муж Рустам Мадумаров и близкая подруга Гаяне Авакян. В июле 2015 года Минюст США получил разрешение суда арестовать $300 млн на счетах связанных с ними компаний. Как следовало из исковых заявлений, Минюст США обнаружил, что структуры, возможно аффилированные с Каримовой, заключили с МТС минимум восемь подозрительных сделок на общую сумму $380 млн, а с VimpelCom — семь на $133,5 млн. Все сделки совершались в период с января 2006 по октябрь 2011 года.
Подозрительные сделки VimpelСom
В 2006 году VimpelCom приобрела двух узбекских операторов связи — Unitel (за $200 млн плюс долг в $7,7 млн) и Buztel (за $60 млн плюс долг в $2,4 млн). Unitel был в тот момент вторым сотовым оператором на местном рынке с долей 31% и более чем 350 тыс. пользователей, а Buztel занимал всего 0,3% рынка. Из искового заявления Минюста США, о котором РБК подробно писал в июле 2015 года, следует: покупка Buztel была необходима в качестве «входного билета» на узбекский рынок. Потом VimpelCom присоединила Buztel вместе с имевшимися у нее частотами к Unitel. Закон Узбекистана запрещает переводить частоты с одного оператора на другого, но все необходимые разрешения от регулятора были получены.
В иске перечислены несколько подозрительных платежей VimpelCom в адрес компании Takilant, предположительно связанной с Гульнарой Каримовой.
Так, в 2006 году Takilant получила «за консультационные услуги» $19 млн. Предполагается, что на самом деле это была плата за помощь при слиянии двух узбекских «дочек» VimpelCom.
В 2007 году Takilant за $20 млн приобрела у VimpelCom 7% Unitel и одновременно заключила пут-опцион, который обязывал VimpelCom выкупить пакет обратно. Обратный выкуп состоялся двумя годами позже, VimpelCom заплатила за эти акции $57,5 млн, то есть почти втрое дороже.
В 2007 году Takilant продала VimpelCom 3G-частоты, принадлежавшие ее узбекской «дочке» Teleson. Сумма сделки составила $25 млн.
Осенью 2011 года VimpelCom выплатила Takilant порядка $30 млн. Формально — за аналитический отчет о положении дел на телекоммуникационном рынке Узбекистана и ряд рекомендаций по строительству LTE-сети. Реально — за содействие в получении частот для стандарта LTE.
Куда смотрят акционеры
Во вторник, 3 ноября, VimpelCom сообщила, что зарезервирует на счетах $900 млн. Это связано с расследованием, которое проводят Минюст США и прокуратура Нидерландов и которое касается обстоятельств выхода VimpelCom на рынок Узбекистана и сделок с Takilant, следовало из пресс-релиза оператора.
Миноритарный акционер VimpelCom — норвежская Telenor — отреагировала довольно жестко. Как следовало из сообщения компании, подобный шаг со стороны VimpelCom «существенно увеличивает опасения относительно итогов расследования». Еще в воскресенье, 1 ноября, стало известно, что Telenor наняла юридическую фирму для проведения независимого расследования, связанного с обстоятельствами выхода VimpelCom на телекоммуникационный рынок Узбекистана.
Еще месяц назад, 5 октября, Telenor сообщила, что разочаровалась в VimpelCom и намерена продать в ней свою долю (33% капитала).
В последнее время Telenor покинули два основных начальника, и, похоже, оба — в связи с «узбекским делом».
В конце октября 2015 года Министерство торговли и промышленности Норвегии (контролирует 53,97% акций Telenor) уволило председателя правления Telenor Свейна Осера. Министр Моника Мэланд объяснила отставку «утратой доверия к Осеру в связи с коррупционным делом VimpelCom». Такой вывод, по ее словам, был сделан на основании новой информации по делу VimpelCom. По словам самого Осера, он и министерство разошлись во взглядах на дело VimpelCom.
Джо Лундер и VimpelCom
За свою карьеру Джо Лундер успел поработать в нескольких европейских IT- и телеком-компаниях, в том числе в Telenor Mobile. Компании VimpelСom (до 2011 года — «ВымпелКом») Лундер посвятил почти 15 лет. Пост главы VimpelСom Лундер покинул в апреле 2015 года — его место занял Жан-Ив Шарлье. Лундер должен был оставаться в VimpelCom в качестве советника до 13 июля 2015 года.
Лундер начинал в 2001 году как руководитель российского «ВымпелКома», а в 2011 году стал главным управляющим директором VimpelСom Ltd — компании, которая была образована в 2010 году в результате слияния украинского «Киевстара» и российского «ВымпелКома». К ней позже был присоединен Wind Telecom египетского миллиардера Нагиба Савириса. После слияний и поглощений VimpelСom охватила 19 стран, став шестым оператором в мире по числу абонентов.
Уйдя из VimpelСom, Лундер 30 мая возглавил Fredriksen Group, принадлежащую норвежскому магнату Джону Фредриксену, который сделал состояние на морских грузоперевозках. В Fredriksen Group входит ряд компаний, в том числе нефтесервисная Seadrill, о сотрудничестве с «дочкой» которой — North Atlantic Drilling Limited (NADL) — в мае 2014 года договаривалась «Роснефть».
А в августе 2015 года уволился президент и главный исполнительный гендиректор Telenor Фредерик Баксаас, который занимал свою должность 13 лет. До декабря 2014 года Баксаас входил в наблюдательный совет VimpelCom, откуда ушел в связи с коррупционным скандалом, чтобы, как он говорил, «сосредоточиться на защите позиции Telenor».
3 ноября Баксаас признал, что в январе 2015 года в ходе парламентских слушаний по делу VimpelCom, в которых он и Осер принимали участие, он не раскрыл некоторую информацию, касающуюся расследования, о чем сейчас сожалеет, сообщало издание Dagens Næringsliv. По его словам, на тот момент расследование «еще не продвинулось достаточно далеко и было неясно, что может значить эта информация». В связи с заявлением Баксааса глава комитета норвежского парламента по контролю Мартин Кольберг заявил, что комитет единогласно принял решение провести новые слушания по делу о коррупции в Telenor–VimpelСom.
На арест Лундера акции VimpelCom на бирже NASDAQ отреагировали неоднозначно: на открытие упали на 2,6%, а затем выросли, на 18:23 мск они торговались на 2% выше цены закрытия 4 ноября. За последние три месяца котировки компании упали почти на 36%.
Коррупционный скандал в Узбекистане
Апрель 2012 год
Журналисты шведской телерадиокомпании в одном из выпусков программы Uppdrag granskning (буквально — «Миссия: расследование») рассказали о работе шведской телекоммуникационной компании TeliaSonera, в которой 37,3% принадлежит правительству Швеции, в странах бывшего Советского Союза, в частности, об обстоятельствах выхода компании на рынок Узбекистана. На основании журналистского расследования шведская прокуратура в конце сентября 2012 года возбудит расследование в отношении коррупционных практик TeliaSonera.
Февраль 2013 года
В начале 2013 года свой пост покинул гендиректор TeliaSonera Ларс Нюберг. Нюберг подал в отставку после того, как юридическая фирма Mannheimer Swartling, нанятая для проведения независимого расследования, призванного выяснить, знала ли компания, покупая лицензию у Takilant, что деньги шли в семью президента Узбекистана Ислама Каримова, заявила, что у TeliaSonera был недостаточно жесткий внутренний контроль за коррупцией. Впрочем, фирма не обнаружила признаков взяток или же отмывания денег.
Март 2014 года
В марте 2014 года американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) начала расследование по этому делу в отношении VimpelCom, а головной офис оператора в Амстердаме посетили сотрудники голландской прокуратуры, изъяв ряд документов. Как следовало из официального сообщения VimpelCom, эти действия властей могли быть связаны с бизнесом компании в Узбекистане. Тогда же SEC попросила предоставить информацию о работе в Узбекистане и МТС.
Декабрь 2014 года
CEO и президент Telenor Фредерик Баксаас покинул наблюдательный совет VimpelCom. «Я выхожу из наблюдательного совета VimpelCom и намерен сосредоточиться исключительно на защите позиции Telenor. У компании нулевая терпимость к коррупции. Как владельцы VimpelCom, мы намерены помогать расследованию, которое ведется», приводились слова Баксааса в сообщении об уходе из набсовета.
Июнь 2015 года
Окружной суд США по Южному округу штата Нью-Йорк в конце июня арестовал $300 млн на счетах компаний, которые связаны с расследованием о сделках МТС и VimpelСom на телекоммуникационном рынке Узбекистана. Минюст США насчитал между МТС (в том числе ее «дочками») и структурами, которые могли иметь отношение к дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой, минимум восемь спорных сделок на общую сумму $380 млн. В случае с VimpelCom Минюст США зафиксировал семь подозрительных сделок на общую сумму $133,5 млн, которые были заключены в период с января 2006 по октябрь 2011 года.
Октябрь 2015 года
Telenor заявила о намерении найти покупателя на свою долю в 33% акций в VimpelСom. Как заявлял РБК представитель Telenor, решение выйти из бизнеса VimpelCom было основано на убеждении компании о том, что она может «более успешно создавать стоимость на основных направлениях деятельности». Однако аналитики полагали, что выход из российского актива может быть связан с продолжающимся в отношении VimpelCom расследованием.
Ноябрь 2015 года
VimpelCom сообщил, что зарезервирует на счетах $900 млн в связи с потенциальными обязательствами, которые могут возникнуть в связи с расследованиями в США и Нидерландах. В шведской Telenor (владеет 33% обыкновенных акций Vimpelcom Ltd.) заявление оператора расценили как «серьезное развитие ситуации, которое значительно усиливает опасения в отношении результатов все еще продолжающегося расследования».