Банки-кредиторы «Мечела» не знают покупателя долга у МДМ Банка
О продаже долга, обеспеченного пакетом «Мечела», сообщил официальный представитель МДМ Банка. Он не раскрыл имя покупателя и детали сделки. По информации ТАСС, держатель пакета имеет право номинировать одного представителя в совет директоров «Мечела». Представители компании и МДМ Банка это не комментируют.
У «Мечела» нет казначейских акций, самой компании закладывать нечего. Продан личный долг Игоря Зюзина перед МДМ Банком, утверждают два источника РБК среди банкиров. Когда и на каких условиях бизнесмен стал клиентом банка, собеседники не говорят.
Зюзин владеет 67,42% акций «Мечела», большая часть акций заведена на офшоры Calridge, Bellasis, Armolink и ООО «МетХол». В 2009 году «Мечел» раскрывал, что часть пакета – 37,9% акций – заложена по кредитам ВТБ, «УралСиба» и Raiffeisen Zentralbank Osterreich. Бумаги стали обеспечением по займам, которые бизнесмен привлекал в 2006 году для выкупа доли «Мечела» у бывшего партнера Владимира Иориха (владел 42% акций компании, часть пакета была продана в рынок) примерно за $1,5 млрд, говорили источники, знакомые с деталями сделки. Со временем размер залога менялся: акции либо докладывались, когда котировки «Мечела» падали и у компании срабатывал margin call, либо выводились из-под залога по мере погашения задолженности. В апреле текущего года было снято обременение с 17,8% акций «Мечела», которые были заложены в ВТБ, писала газета «Коммерсантъ». Часть пакета была выкуплена на деньги Зюзина, часть – перекредитована. Привлекались ли тогда деньги у МДМ Банка под залог акций «Мечела», неизвестно.
Александр Литвин из «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс» не исключает, что долг у МДМ Банка мог выкупить сам Зюзин: это позволяет ему защитить пакет от неконтролируемой продажи акций третьему лицу. Кредитор имеет право реализовать залоговые акции на рынке в случае margin call, объясняет аналитик, пакет в дальнейшем может быть использован в переговорном процессе по реструктуризации долгов «Мечела».
Опрошенные РБК сотрудники банков – кредиторов «Мечела» также предполагают, что долг мог быть выкуплен в интересах Зюзина. Представители ВТБ и Сбербанка от комментариев отказались, в Газпромбанке не ответили на запрос.
Собеседники РБК в банках-кредиторах и чиновник, знакомый с ходом переговоров о реструктуризации долгов «Мечела», также предполагают, что долг мог выкупить сам Игорь Зюзин либо действующий в его интересах более мелкий кредитор «Мечела». Однако все три собеседника РБК подчеркнули, что они не знают, в чьих интересах совершена сделка с МДМ Банком. В банке-продавце отказались подтвердить или опровергнуть участие в ней Зюзина, сославшись на юридические ограничения.
Другой источник РБК говорит, что сделка могла проводиться в интересах Volga Group Геннадия Тимченко, но представитель бизнесмена это опроверг.
По оценке эксперта по работе с корпоративной просроченной задолженностью, дисконт по продаже долга мог составить 70%. «Это оценка с учетом долговой нагрузки компании и наличия залога по выданному кредиту», – считает эксперт.
Представитель МДМ Банка вчера уточнил, что сделка прошла на выгодных для банка условиях. В понедельник 15% «Мечела» на ММВБ стоили 1,6 млрд руб.
Последние полгода «Мечел» ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации задолженности. Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк предложенный план не устраивает. Банки со своей стороны предлагают конвертировать $3 млрд из $5,5 млрд долга в акции, что не устраивает Зюзина, доля которого в этом случае снизится до 10%. На днях «Мечел» допустил просрочку по выплатам процентов по кредитам, в результате чего ВТБ и Сбербанк предъявили компании иски об истребовании порядка 4,5 млрд руб., сделав, таким образом, первый шаг к ее банкротству.