Сбербанк не получил новых предложений от «Мечела»
ФАС не получал ходатайств о покупке активов металлургической компанииВ четверг президент ВТБ Андрей Костин в кулуарах форума «Россия зовет!» сообщил, что банки-кредиторы «Мечела» могут рассмотреть новые предложения по спасению компании в ближайшие дни. «Там есть некоторые предложения, я еще не смог их оценить. Предложения сначала поступили в Сбербанк, потом он их нам передал. Мы должны посмотреть, собраться, может, через пару дней, и поговорить о том, что мы думаем по поводу нынешней ситуации, включая новые предложения», – сказал Костин. По его словам, ВТБ не собирается отзывать иски к компании.
Представитель «Мечела» отказался ответить на вопрос РБК, чем отличается новое предложение компании для банков-кредиторов от сделанного ранее.
Никаких конструктивных предложений от «Мечела» Сбербанк не получал, сообщил РБК сегодня близкий к банку источник. Предложения менеджмента компании не позволяют сократить долг «Мечела» «в моменте, оперативно, как того требует ситуация», сказал РБК в конце сентября первый заместитель председателя правления Сбербанка Максим Полетаев.
«Без смены менеджмента компании и без глобальной реструктуризации эта компания выжить не сможет. Я не верю в то, что уголь поднимется в цене в ближайшем будущем. Это видно и по смене энергетического баланса в Китае. «Мечел» 25 и 29 сентября не исполнил обязательства перед Сбербанком по оплате процентов. У нас есть все основания требовать погашения в судебном порядке», – говорил Полетаев.
На этой неделе Сбербанк подал сразу восемь судебных исков к «Мечелу» и его дочерним предприятиям, которые выступали поручителями по кредитам. Сумма по исковым заявлениям превышает 1,5 млрд руб. ВТБ 25 сентября потребовал с «Мечела» через суд почти 3 млрд руб. просроченных платежей. Будет ли обращаться в суд Газпромбанк, его представитель говорить отказался. Однако источник в одном из банков-кредиторов сообщил РБК, что банк готовится подать иск.
Просьбы об острочке
В конце лета «Мечел» предлагал банкам-кредиторам реструктурировать задолженность компании на условиях отсрочки по выплате основного долга до пяти лет, снижения процентных платежей до уровня ставки ЦБ плюс 1–2% годовых и капитализации половины процентов на два года. Как рассказывал «Ведомостям» гендиректор металлургической компании Олег Коржов, при такой ставке «Мечел» гарантирует банкам «стабильную выплату процентов и в конечном счете возврат кредитов в полном объеме». Сумма, которую выплатит в этом случае компания банкам-кредиторам по процентам за два года, составит $600 млн, еще столько же будет «капитализировано и добавлено к телу долга». Сумма, по его словам, сопоставима с той, которую «Мечелу» придется заплатить госбанкам при варианте конвертации $3 млрд долга в акционерный капитал, предлагаемом банками. «В следующие два года по оставшемуся телу в $2,5 млрд мы заплатим около $600 млн процентов при ставке 13–14%», – сказал он.
Предложения «Мечела» о льготном периоде уплаты процентов по кредиту неприемлемы, утверждал в начале сентября источник РБК, знакомый с позицией крупнейших кредиторов. Банки просчитали эту модель, она не работает – еще года два уголь и сталь не выйдут из ценового дна, утверждал он. По его словам, банки требуют отставки основного владельца «Мечела» Игоря Зюзина (в компании эту информацию опровергают) и конвертации долга в акции металлургической компании с расчетом, чтобы у него осталась примерно 10-процентная доля в компании.
В четверг газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила о том, что основной владелец «Мечела» Игорь Зюзин, контролирующий 67,42% акций компании, получил предложение о продаже доли в компании. Имени претендента собеседники «Ведомостей» не знают, подчеркивая только, что это не клиент банков-кредиторов. При этом двое знакомых Зюзина говорят, что сам бизнесмен подозревает, что его компания заинтересовала Геннадия Тимченко. Представитель Volga Group [компания Тимченко] это опровергает.
Костин считает маловероятной покупку «Мечела» сторонним инвестором. «Мне кажется, это маловероятно, я этого не слышал. Мне кажется, в этой ситуации заплатить какие-то деньги за «Мечел» – стремно», – сказал он на форуме «Россия зовет!». По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Вадима Астаповича, в текущей ситуации получить высокую оценку активов «Мечела» будет крайне сложно.
Покупатели заявок не подавали
В четверг генеральный директор «Мечела» Олег Коржов сообщил в интервью РИА Новости, что компания получила предложения от заинтересованных сторон и ведет переговоры о продаже активов, отказавшись сообщить подробности.
В пятницу Reuters сообщило, что «Мечел» продает подмосковный коксогазовый завод «Москокс» за $200 млн. Продаются два участка общей площадью 120 га и промышленные строения площадью примерно 100 тыс. кв м в Видном. Представитель «Мечела» это сообщение агентства не комментирует.
Представитель Федеральной антимонопольной службы сообщил РБК, что в ведомство не поступали ходатайства по металлургическим и рудно-сырьевым активам «Мечела» от потенциальных покупателей. В настоящее время в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%» входят предприятия группы «Мечел»: «Ижсталь» (рынок сортовой быстрорежущей стали) и «Холдинговая компания «Якутуголь» (угольный рынок в пределах Республики Саха (Якутия).
Долг «Мечела» достиг $8 млрд. Основными кредиторами компании являются Сбербанк ($1,3 млрд), Газпромбанк ($2,3 млрд) и ВТБ ($1,8 млрд).