«Роснефть» и «Газпром» попросят подвинуться на шельфе
Вопрос согласовали профильные ведомства (Минприроды, Минэкономики и Минэнерго), вице-премьеры Александр Хлопонин и Аркадий Дворкович, свой ответ должен дать помощник президента Андрей Белоусов (о том, что последний активно поддерживает эту идею, в марте писал «Коммерсантъ»), уточнил собеседник РБК.
Принципиально все три министерства поддерживают расширение доступа к шельфу, подтверждает источник в Минэнерго. Он также знает, что критерии доступа будут обсуждаться 11 июня на совещании у Хлопонина.
После заседания комиссии вопрос о шельфе планируется вынести на правительство. Если премьер Дмитрий Медведев его утвердит, начнется работа над поправками в законодательство.
Арктический шельф в цифрах
У 20% своих шельфовых лицензий «Роснефть» просит перенести сроки разведки и разработки
50 млн т нефти должны добыть компании на российском арктическом шельфе к 2035 году
В $1 млрд на конец 2014 года оценивала ExxonMobil максимально возможные убытки от остановки работ на шельфе с «Роснефтью»
Даже при цене нефти более чем $100/барр. разведка на арктическом шельфе была не слишком активной (по данным WoodMackenzie)
300 тыс. т составила в 2014 году добыча нефти на Приразломном месторождении в Печорском море. Это первая нефть российского арктического шельфа
Более $80/барр. должна стоить нефть, чтобы разработка шельфа российской Арктики приносила компаниям выгоду
91 лицензия на работу на российском шельфе выдана «Газпрому» и «Роснефти». 51 лицензия досталась «Роснефти», остальные получил «Газпром»
Более 2 млрд руб. выделят в 2015 году из федерального бюджета на развитие Арктики и Антарктики, не связанное с поиском полезных ископаемых
Источники: Sberbank CIB, «Газпром нефть», Минэнерго, WoodMackenzie, Минприроды
Кого пустить на шельф
11 июня чиновники могут согласовать окончательные критерии, которым должны соответствовать компании, претендующие на разработку шельфа. По словам собеседников РБК, рабочая версия предусматривает два таких критерия — опыт работы компании на шельфе в России или за рубежом должен составлять не менее пяти лет, и не меньше 51% ее акций должно находиться в руках российских инвесторов. Формат работы может быть разный, включая создание консорциумов с участием госкомпаний.
Ранее глава Минприроды Сергей Донской говорил журналистам, что шанс на доступ к шельфу есть у ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти». У «Газпром нефти» есть действующие шельфовые лицензии, оформленные на ее дочерние структуры, где она выступает в качестве оператора через «Газпром». ЛУКОЙЛ давно работает на шельфе, в частности в Каспийском море.
Аргументы Минприроды в пользу допуска частных компаний на шельф прописаны в протоколе апрельского совещания первого замминистра природных ресурсов Дениса Храмова (копия документа есть у РБК). По уже выданным лицензиям на шельфе в период с 2015 по 2020 год необходимо пробурить 60 поисковых и разведочных скважин и провести сейсморазведку на общую сумму $45–50 млрд, следует из документа. Чиновники министерства видят риск в срыве работ из-за трудностей госкомпаний с привлечением финансирования, поэтому и предлагают привлечь к шельфовым проектам новых участников. По данным ведомства, суммарные ресурсы нераспределенного фонда Арктики оцениваются в 20 млрд т условного топлива.
В протоколе совещания также предлагается выдавать лицензии на шельфе сервисным компаниям на срок от трех до пяти лет, добывающим — на десять лет.
Сечин против Алекперова
Предложения по поводу допуска частных компаний на шельф «противоречат принятым решениям правительства», заявил во вторник РБК в кулуарах Мирового газового конгресса в Париже президент «Роснефти» Игорь Сечин.
Сейчас «Роснефть» — крупнейшая по запасам публичная нефтегазовая компания в мире. По словам Сечина, ему неизвестно о том, что чиновники готовы согласовать допуск частных компаний на шельф. Но если такое решение будет принято, это нарушит интересы акционеров и «Роснефти», и «Газпрома», уверен он.
При IPO «Роснефти» в 2006 году правительство «брало на себя обязательства не ухудшать положение действующих акционеров компании», напомнил Сечин. «Пускай [тогда] сначала отменят директиву о допэмиссии [акций] в ходе IPO», — предложил он.
Но «Газпром», похоже, уже не занимает такой непримиримой позиции: концерн ведет переговоры с независимыми компаниями, в том числе с ЛУКОЙЛом, о совместной работе на шельфе, заявил 19 мая член правления монополии Дмитрий Люгай. «Мы приглашаем их как партнеров участвовать в наших шельфовых проектах. И такие переговоры ведутся, мы предлагаем ряд блоков, ряд участков, где компания ЛУКОЙЛ имеет возможность участвовать в наших проектах», — сказал он (цитата по ТАСС).
«Мы очень надеемся, что допуск на шельф произойдет уже летом», — говорит представитель ЛУКОЙЛа. По его словам, компания заинтересована в участии в шельфовых проектах, но после получения допуска ЛУКОЙЛу понадобится примерно год для анализа ситуации. «Сразу войти в какой-то шельфовый проект практически нереально. Как, в какие проекты и на каких условиях войдет компания — решение будет приниматься отдельно по каждому конкретному блоку», — отметил он.
Представитель «Газпром нефти» отказался от комментариев. Представители Хлопонина и Дворковича не ответили на запрос РБК. Пресс-служба Минприроды лишь подтвердила факт совещания 11 июня.