Новый лидер: как Леонид Михельсон стал богатейшим бизнесменом России
Совладелец газодобывающей компании НОВАТЭК и нефтехимического холдинга «Сибур» Леонид Михельсон стал самым богатым россиянином, следует из нового рейтинга миллиардеров, который во вторник опубликовал американский журнал Forbes. В глобальном рейтинге миллиардеров Михельсон занял 60-е место.
Состояние бизнесмена Forbes оценил в $14,4 млрд — за год оно увеличилось на $2,7 млрд. Это позволило Михельсону перескочить сразу на шесть ступенек — с седьмого на первое место среди российских бизнесменов. Раньше Forbes «консервативно» оценивал стоимость «Сибура» — по мультипликаторам западных аналогов, объясняет первый заместитель главного редактора российской версии Forbes Николай Мазурин. «Всю компанию мы оценивали в районе $7 млрд. Но после того как в декабре прошлого года китайская Sinopec приобрела 10% «Сибура» и руководитель ФАС Игорь Артемьев озвучил сумму сделки, оценка состояния Михельсона сильно увеличилась», — объясняет он. Артемьев говорил, что для сделки с китайцами 10% компании были оценены в $1,338 млрд. Сейчас Михельсон контролирует около 43,2% акций «Сибура» (данные СПАРК). Исходя из суммы сделки с Sinopec, сейчас этот пакет стоит $5,8 млрд (до нее у Михельсона, предположительно, было 50,2%).
Это сопоставимо со стоимостью основного актива Михельсона — пакета акций в НОВАТЭКе, крупнейшем в России независимом производителе газа. Еще в 2011 году на этот актив, по оценке Forbes, приходилось больше 90% оценки богатства бизнесмена. С середины апреля 2015 года, когда Forbes представил предыдущий рейтинг богатейших бизнесменов России, капитализация НОВАТЭКа на Московской бирже выросла на 33%, почти до 2 трлн руб. ($25,5 млрд). Стоимость доли Михельсона (24,8%) сейчас составляет около $6,3 млрд.
Представитель НОВАТЭКа отказался комментировать РБК оценку Forbes. Сам Михельсон всегда неохотно рассуждал на эту тему. «Компания НОВАТЭК, ее бизнес — это моя жизнь. Некорректно переводить ее в цифры», — так в 2005 году он комментировал свое попадание в рейтинг Forbes. Тогда он занимал 33-е место с состоянием $900 млн. В 2012 году Михельсон впервые вошел в десятку богатейших россиян (с состоянием $11,9 млрд), а в 2013 году — в тройку лидеров ($15,4 млрд).
Как Михельсону удалось занять первое место, потеснив Владимира Потанина, Михаила Фридмана и Алишера Усманова?
Активы и партнеры
На Московской бирже НОВАТЭК, созданный Михельсоном с нуля, сейчас стоит всего в 1,7 раза меньше «Газпрома». При этом по производственным показателям разрыв гораздо больше — по добыче НОВАТЭК уступает «Газпрому» в шесть раз, а по выручке — в 12 раз (на основе данных за девять месяцев 2015 года). НОВАТЭК вкладывает в самые эффективные проекты, реализует их в сроки и в обозначенных бюджетных рамках, объясняет любовь инвесторов к этой компании аналитик «Ренессанс Капитала» Ильдар Давлетшин.
Михельсон оказался в нефтегазовом бизнесе благодаря отцу, бывшему директору одного из крупнейших в СССР строительных трестов «Куйбышевтрубопроводстрой». Михельсон-младший начал свою карьеру на одной из его строек, а в конце 1980-х сменил отца во главе треста. Из него впоследствии и вырос НОВАТЭК.
Сколько Михельсон мог заработать на сделке с Sinopec
«Сибур» не раскрывал, кто из его акционеров в декабре 2015 года продал китайской Sinopec 10% акций холдинга. В последний раз «Сибур» раскрывал структуру акционеров в сентябре 2014 года, тогда у Михельсона было 50,2%. Сейчас его эффективная доля в компании, исходя из данных СПАРК-Интерфакс, снизилась до 43,2%. Если предположить, что с 2014 года его пакет существенно не менялся, выходит, что в ходе сделки с Sinopec он мог продать около 7% акций «Сибура» примерно за $940 млн (представитель Михельсона это не комментировал).
Визитной карточкой Михельсона стало умение правильно выбирать партнеров. Одним из первых был будущий первый вице-губернатор Ямало-Ненецкого округа Иосиф Левинзон. В 2006 году Михельсон продал часть НОВАТЭКа основному конкуренту — «Газпрому». А еще через два года стратегическим партнером Михельсона стал основатель нефтетрейдера Gunvor и знакомый Владимира Путина Геннадий Тимченко. «А вы знаете, что такое делить риски? Комфортнее иметь партнеров», — объяснял сам основатель НОВАТЭКа в интервью «Ведомостям» свою готовность делиться.
Партнерство с Тимченко оказалось настолько удачным, что бизнесмены решили распространить его и на крупнейший в Восточной Европе нефтехимический холдинг «Сибур». В конце 2011 года они получили контроль в компании (сумму сделки СМИ оценивали примерно в $5 млрд). В кризис покупка выглядела рискованной, но, судя по сделке с Sinopec, партнеры не прогадали. В прошлом году у «Сибура» появился еще один крупный совладелец — бывший менеджер компании Кирилл Шамалов, которого Reuters называет мужем младшей дочери президента Владимира Путина.
За счет роста стоимости «Сибура» оценка состояния Тимченко, по версии Forbes, также увеличилась — он переместился с девятого на пятое место ($11,4 млрд). Шамалов благодаря своей инвестиции впервые был включен в число миллиардеров — он занял 14-е место среди российских бизнесменов с оценкой состояния в $1,2 млрд, замечает Мазурин.
В прошлом году НОВАТЭК и «Сибур» оказались единственными нефтегазовыми компаниями, которые получили деньги на свои проекты из Фонда национального благосостояния — на проект «Ямал СПГ» НОВАТЭКа одобрено выделение 150 млрд руб., на строительство Западно-Сибирского нефтехимического комбината «Сибура» — $1,75 млрд.