Bloomberg назвал пробелы в плане Илона Маска по колонизации Марса
Наиболее понятной частью плана Илона Маска по колонизации Марса является создание космического корабля большой грузоподъемности, пишет колумнист Bloomberg Эрик Ростон. Он напоминает, что бизнесмен говорил о необходимости создания транспортного средства, способного взять на борт не менее сотни человек.
Bloomberg отмечает, что только на этой неделе компания Маска SpaceX впервые провела огневые испытания двигателей Raptor для Межпланетной транспортной системы (ITS). Длина этого космического корабля составит более 120 м, и всего она будет оборудована 42 такими двигателями.
Собственную ракету большой грузоподъемности разрабатывает и NASA, напоминает агентство. Но этот аппарат будет скромнее по размерам и рассчитан только на шесть астронавтов.
Еще одним критическим параметром, необходимым для постройки ракеты, являются деньги, пишет Ростон. По его словам, финансирование космических исследований значительно сократилось по сравнению с 1960–1970 годами, и Маск шутил, что он будет собирать средства на проект через краудфандинговую платформу Kickstarter и «воруя кальсоны». Последнее является отсылкой к популярному мультсериалу «Южный парк», в одной из серий которого был представлен следующий бизнес-план: «воруем кальсоны» →? → прибыль. Маск намекал, что рассчитывает на интерес к его космическому проекту государственных структур и частного сектора.
Ростон полагает, что бизнесмен недооценивает человеческий фактор, даже с учетом того, что ему удастся решить финансовые и технические проблемы. В своем выступлении во вторник Маск признал, что «первое путешествие будет очень опасным и риск погибнуть будет очень высоким». «Вы готовы умереть? Тогда вы кандидат на переезд», — сказал бизнесмен.
Журналист приводит доводы Ариэль Уолдман, советника программы NASA «Инновационные передовые концепции» и члена Национальной академии наук. Она объясняет, что сила тяжести на Марсе составляет треть от земной, но она все же значительно больше нулевой гравитации, которую будут испытывать колонисты во время перелета. В результате, полагает Уолдман, после прибытия на Марс человек не сможет ходить, так как у него атрофируются мышцы.
С этой проблемой, отмечает Ростон, можно справиться, но есть и более серьезные. Самой большой из них является опасность развития канцерогенных заболеваний, поскольку колонисты будут подвержены воздействию больших объемов солнечной и космической радиации.
Последствия будут зависеть от особенностей организма, возраста и пола, пишет Ростон, по словам которого, порог безопасного пребывания в космосе выше для женщин и молодых людей. Он ссылается на Уолдман, которая отмечает, что было бы странно попытаться минимизировать риски от космического облучения, оправив на Марс преимущественно женщин в возрасте около 30 лет.
Выходом является усиление защиты космического корабля от излучения и устройство на Марсе подземных жилищ, пишет Ростон. Он напоминает, что в NASA пытаются снизить риски, связанные с низкой гравитацией, изоляцией, искусственной средой обитания и излучением, но пока что окончательное решение не найдено.
Ростон обращает внимание, что Маск в ходе презентации своей марсианской программы признал наличие риска радиационного облучения, но приуменьшил его, возможно, потому что описание межпланетного путешествия звучит более захватывающе, чем детализация связанных с ним трудностей.
По мнению Маска, к 2035 году длительность путешествия на Марс составит 80 дней. По плану бизнесмена SpaceX сможет отправить на эту планету 1 млн человек, для чего потребуется 10 тыс. перелетов. Он оценил стоимость программы переселения на Марс в $10 млрд.
Первый полет в рамках этого плана может состояться, по словам Маска, не ранее 2020 года, а всего на создание марсианской цивилизации потребуется от 40 до 100 лет.