Бывшим чиновникам разрешат удалять из интернета информацию о себе
26 июня состоялось заседание комитета Госдумы по информполитике, где обсуждались окончательные правки в законопроект о «праве на забвение». В финальной версии документа по сравнению с изначальным вариантом появились поправки, о которых комитет просили представители интернет-компаний, а также новые инициативы, предложенные непосредственно законодателями.
То, что осталось в прошлом
Пользователи получат право требовать от поисковиков удаления ссылок на недостоверную информацию о себе, а также информацию, распространяемую с нарушением закона. Содержавшаяся в первоначальном варианте законопроекта обязанность поисковиков удалять ссылки на достоверную информацию заменена обязанностью прекращать выдачу ссылок «на информацию, не актуальную для заявителя». Речь идет об информации, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, сказано в доработанном ко второму чтению документе. Если информация, касающаяся чиновника, зафиксирована на видео, то ссылку на нее удалять не надо будет, уточнил один из авторов законопроекта, депутат от ЛДПР Вадим Деньгин. «В этом случае чиновнику не отмыться», — заявил он.
Согласно новой поправке в документе, заявитель должен будет подтвердить неактуальность информации. Например, представить поисковику диплом о высшем образовании, если требуется удалить ссылку на сообщение о том, что у него высшее образование отсутствует. Чиновники смогут претендовать на удаление ссылок о себе лишь после завершения карьеры — пока они при должностях, вся информация об их деятельности остается актуальной, обратил внимание Левин.
Но пользователи не смогут добиться удаления ссылок на сообщения о совершенных ими преступлениях, пока с них не снята или не погашена судимость. Кроме того, не будут удаляться ссылки на сообщения о «событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли», – сказано в обновленном документе.
Представители поисковых систем считали, что эта и предыдущая формулировки закона возложат на них обязанности правоохранительных органов и суда: им придется самостоятельно искать сведения о судимости заявителя и квалифицировать преступления, ссылку на сообщение о которых просят удалить. Но речь лишь об очевидных случаях, сказал РБК Левин, во всех спорных ситуациях принимать решение об удалении или сохранении ссылок будет принимать суд,
Удалить ссылки на сведения о совершенных пользователями административных правонарушениях и дисциплинарных проступках поисковики будут обязаны, следует из законопроекта.
Указать «плохой» адрес
Еще одна поправка, которая вошла в новую редакцию документа, связана с порядком подачи заявлений об удалении ссылок. Так, кроме персональных данных и всех видов контактов заявителя (включая почтовый адрес), нужно будет указать страницы сайтов в интернете, где размещена подлежащая удалению информация. Это положение включили по просьбе поисковиков — иначе они сами должны будут искать информацию о пользователе.
Кроме того, срок рассмотрения заявления об удалении ссылок поисковиком продлен с трех календарных до 10 рабочих дней — об этом также просили поисковики. Сохранено право поисковиков требовать от заявителя уточнения представленных сведений о себе.
Заявитель также будет обязан представить по требованию поисковика документ, удостоверяющий личность — положение добавлено ко второму чтению законопроекта. Удостоверение личности может быть представлено лично или в виде заверенной нотариусом копии, пояснил собеседник РБК в аппарате профильного комитета.
Запрет поисковикам обнародовать сведения о требованиях удалить ссылки в законопроекте сохранен, хотя поисковики этой нормой были недовольны: при таком запрете пользователи даже не будут знать, к какой информации ограничен доступ.
Запрет сохранен из-за пострадавших от кибер-унижений и мести; люди как правило не хотят, чтобы об этом знали, говорил на заседании комитета Левин. Информация о запросе будет раскрыта в случае обращения пользователя в суд, добавил он.
Что не учли в Думе
Пресс-служба РАЭК отметила, что комитет не учел два принципиальных предложения отрасли — исключить возможность предъявления иска по месту жительства истца и продлить срок вступления закона в силу до 01 января 2017 года.
Кроме того, комитет отказал поисковикам в предложении передать право решать, какие заявки правомерны, а какие — нет, уполномоченному органу (например, Роскомнадзору).
По замыслу депутатов, «право на забвение» в России должно заработать уже с 1 января 2016 года. Второе и третье чтение по законопроекту о «праве на забвении» пройдет уже во вторник, 30 июня.
Реакция на нововведения
Руководитель юридического департамента Mail.Ru Group Антон Мальгинов назвал последнюю добавленную в законопроект формулировку — «неактуальная информация о заявителе, которая утратила значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя» — неконкретной и оценочной. «Это, по сути, вынудит поисковые системы в каждом случае самим решать, быть информации в поиске или нет, то есть осуществлять несвойственные им публично правовые функции и нести риски принятия неверного решения», — заявил он. Он напомнил, что одним из основных замечаний интернет-компаний к законопроекту было то, что оператор поисковой системы не должен подменять собой госорганы и принимать решение, какая информация будет доступна в поиске, а какая нет. Мальгинов также заметил в пункте о неактуальной информации противоречие действующим нормам: по его словам, распространение достоверной информации, а следовательно, ее поиск и обнаружение, в России не запрещены.
«Конкретно эта поправка предложена депутатами, а не интернет-компаниями. На всех последних встречах при обсуждении поправок мы отмечали, что введение в закон оценочных понятий может привести к проблемам. Например, непонятно, как заявитель должен будет обосновывать неактуальность информации, и мы не понимаем, как ее должен определять поиск», — заявила представитель «Яндекса» Ася Мелкумова.
Оценивать финансовые потери от вступления в силу закона о «праве на забвение» российские интернет-компании пока не готовы — и «Яндекс», и Mail.Ru Group ждут окончательной версии документа.
Из-за обязательства удалять ссылки из поисковой выдачи компаниям придется понести дополнительные расходы. Поисковикам придется потратить миллионы долларов, считает основатель системы статистики Openstat Леонид Филатов. «Объем затрат колоссальный: придется делать автоматическую систему для реагирования на запросы, которые посыпятся в промышленном масштабе, и организовывать службу для обработки запросов», — объяснял ранее РБК Филатов.
По мнению директора по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвея Алексеева, самые большие финансовые риски содержатся в пунктах, связанных с подачей заявлений по месту жительства истца. «По сути придется тратить огромные бюджеты только на региональные суды», — объясняет Алексеев.
Google уже реагирует на запросы пользователей в Европе: ради этого корпорации пришлось нанять новых сотрудников в Европе. Свои расходы на соблюдение закона компания не раскрывает. Зато Google отчитывается о количестве обращений: с 29 мая 2014 года по 25 июня Google получил более 270 тыс. запросов, говорится в постоянно обновляемом онлайн-отчете компании.