Более 50% венчурного рынка России в 2015 году пришлось на одну сделку
Суммарный объем сделок в венчурной экосистеме России в 2015 году вырос год к году на 31%, до $2,19 млрд, следует из исследования «Money Tree: навигатор венчурного рынка», которое провели Центр технологий и инноваций PwC и Российская венчурная компания (РВК). По оценке авторов обзора, более половины указанного объема пришлось на одну сделку — выход группы инвесторов из крупнейшего в России сайта объявлений Avito. За $1,2 млрд в октябре 2015 года южноафриканский медиахолдинг Naspers целиком выкупил доли фондов Kinnevik, Northzone, Accel и частично — фонда Baring Vostok и основателей Avito Йонаса Нордландера и Филипа Энгельберта. После сделки Naspers владеет 67,5% Avito, весь сервис был оценен в $2,7 млрд.
Совокупный объем остальных венчурных сделок в 2015 году составил $990 млн, говорится в обзоре PwC и РВК. Крупнейшие из них — выход фонда Oppenheimer Funds из «Яндекса» ($190 млн) и продажа фондом Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна Telconet пакета акций Yota Devices ($100 млн; сделка пока не заключена), а также вложения $100 млн пулом инвесторов во главе с Intel в разработчика софта Mirantis и инвестиции Алишера Усманова в крупнейшее российское киберспорт-сообщество Virtus.pro ($100 млн).
Без учета сделок стоимостью выше $100 млн венчурный рынок просел сразу на 52% по сравнению с итогами 2014 года и составил $232,6 млн, приводят оценку авторы исследования. При этом PwC и РВК насчитали 180 некрупных сделок, что на 21% больше показателя 2014 года. Более 40% сделок в 2015 году были заключены на ранней стадии (77 штук), а средний размер сделки сократился более чем вдвое — с $3,3 млн до $1,5 млн, уточняется в докладе. Наиболее привлекательной для венчурных инвестиций остается сфера информационных технологий — в этом секторе состоялись 97 сделок. Для сравнения: 39 сделок заключены в сфере биотехнологий, 15 — в промышленных технологиях, приводятся данные в исследовании.
На российском венчурном рынке в прошлом году было выдано 6074 гранта на сумму $178,2 млн. Большую их часть выдали Фонд Бортника (5792 гранта на $155,4 млн) и фонд «Сколково» (256 на $21,3 млн), уточняется в докладе. Фонды с государственным участием вообще заметно активизировались в прошлом году: количество сделок, заключенных с их участием, выросло на 188%, хотя они по-прежнему и составляют небольшую часть рынка — 12%, оценивают эксперты PwC и РВК.
Такие крупные и системообразующие сделки, как выход инвесторов из Avito, полезны для рынка, но они же свидетельствуют, что в России пока продается рынок потребления, а не производства технологий, говорит управляющий партнер фонда GVA Vestor.in Павел Черкашин.
Отчет PwС и РВК показал, что венчурный рынок в России не просто стагнировал, а капитально «сдулся», говорит управляющий директор фонда Prostor Capital Алексей Соловьев. По его оценке, за последние два года рынок упал почти в три раза. «Инвесторы максимально осторожны — они вкладывают средства небольшими суммами и не в новые проекты: фокус финансирования сместился на более зрелые проекты», — отмечает Соловьев. В отчет не включили сделки Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), хотя они вряд ли бы радикально изменили общий расклад, заключает он.
Российский венчурный рынок по-прежнему далек от американского, который в 2015 году достиг $58,8 млрд. Такие данные приводятся в отчете Money Tree по венчурному рынку США, который PwC готовил совместно с National Venture Capital Association (NVCA) на основе данных Thomson Reuters. В 2015 году аналитики PwC насчитали 74 «мегасделки» (инвестиции в размере более $100 млн), при этом в 2014 году их было 50.