Без Telegram: 4 вопроса о возможной блокировке мессенджера в России
Роскомнадзор уведомил компанию Telegram Messenger LLP (владеет одноименным мессенджером) о необходимости передачи в течение 15 дней Федеральной службе безопасности (ФСБ) ключей шифрования, необходимых для декодирования передаваемых пользователями сообщений. Если сервис не выполнит требования, Роскомнадзор через суд потребует заблокировать мессенджер на территории России, пояснил РБК представитель Роскомнадзора.
Менее чем за час до заявления Роскомнадзора Верховный суд отказался удовлетворить иск от Telegram Messenger LLP к ФСБ, в котором компания просила признать недействующим приказ ведомства от 19 июля 2016 года. Этот документ описывает порядок предоставления в ФСБ организаторами распространения информации (ОРИ — это мессенджеры, сервисы электронной почты, форумы и другие площадки в интернете, позволяющие их пользователям обмениваться сообщениями) информации, необходимой для декодирования.
Какова вероятность, что в скором времени мессенджер заблокируют и что будет дальше, — в материале РБК.
С чего все началось?
Формальная угроза блокировки для Telegram и других мессенджеров, работающих в России, существовала еще с августа 2014 года, когда в силу вступили поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предписывающие ОРИ предоставлять о себе данные Роскомнадзору (наименование юрлица, страну регистрации, налоговый идентификатор и др.). Эти данные ведомство включало в специальный реестр. Но проверку выполнения этого требования служба начала только с 2017 года, и оказалось, что Telegram таких данных не предоставлял. В июне 2017 года глава Роскомнадзора Александр Жаров опубликовал открытое письмо к владельцу Telegram Павлу Дурову, в котором потребовал предоставить недостающую информацию, иначе мессенджеру грозила блокировка. В ответ на такую угрозу Дуров опубликовал ссылку на официальные данные о сервисе — такой вариант устроил Роскомнадзор, и Telegram заблокирован не был.
Еще одно требование законодательства, которое игнорировал Telegram (оно было сформулировано в тех же поправках к закону «Об информации»), — это хранение на территории России в течение шести месяцев информации о фактах приема, передачи и обработки звонков, сообщений, изображений и другой коммуникации пользователей. Принятый в середине 2016 года так называемый закон Яровой также обязывал мессенджер передавать ключи для дешифровки сообщений пользователей. Дуров заявлял, что не намерен выполнять законы, которые «не совместимы с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности» мессенджера. Основатель Telegram настаивал, что в секретных чатах мессенджер использует алгоритм end-to-end шифрования, при котором ключи генерируются и хранятся на устройствах пользователей, и у администрации сервиса нет просто доступа к ним.
В июле 2017 года ФСБ потребовала от Telegram предоставить ключи для дешифровки переписки, и компания вновь не согласилась делать это. В октябре мировой суд Мещанского района Москвы признал Telegram Messenger LLP виновным в административном правонарушении за невыполнение требований ФСБ и постановил оштрафовать его на 800 тыс. руб. Компания попыталась оспорить решение, но проиграла, и решение вступило в законную силу 12 декабря 2017 года. С этого момента у Роскомнадзора появилось право требования от компании ключей для дешифровки переписок.
Но в декабре 2017 года Telegram Messenger LLP подал иск к ФСБ в Верховный суд России о признании недействующим приказа службы от 19 июля 2016 года. Юристы истца посчитали нарушением тот факт, что документ, описывающий порядок передачи ключей ФСБ, был издан на основании на тот момент еще не заработавшего «закона Яровой». Кроме того, истец указывал, что Telegram не может выполнить требования о дешифровке сообщений пользователей, так как это нарушает тайну переписки, охраняемой Конституцией. Но представитель ФСБ в ходе заседания Верховного суда во вторник, 20 марта, заявил, что ключи, необходимые для декодирования сообщений, сами по себе «являются лишь инструментом». «Информация, необходимая для декодирования, не является охраняемой Конституцией тайной и информацией ограниченного доступа», — пояснил он. В итоге суд встал на сторону ФСБ. Юристы Telegram обещали подать апелляционную жалобу на это решение.
Связаны ли решение Верховного суда и уведомление Роскомнадзора?
Заявление Роскомнадзора и вынесенное решение Верховного суда между собой формально не связаны. Как отметил юрист организации «Роскомсвобода» (занимается защитой «цифровых» прав пользователей) Саркис Дарбинян, Роскомнадзор мог отправить компании уведомление сразу после вступления в силу решения Мещанского суда, то есть еще в декабре 2017 года. «Очевидно, власти ждали окончания выборов, чтобы не наводить смуту среди граждан. И решили именно сейчас реализовать свои полномочия», — рассуждает собеседник РБК.
Аналогичного мнения придерживается и младший юрист BGP Litigation Антон Паткин. «Почему Роскомнадзор направил Telegram уведомление уже сейчас, действительно не совсем ясно, так как по закону «Об информации» такое право у него было и до принятия Верховным судом решения», — сказал он.
Заблокируют ли Telegram?
Павел Дуров заявил, что угрозы заблокировать Telegram «не принесут плодов». «Telegram будет отстаивать свободу и неприкосновенность частной жизни», — написал Дуров на своей странице в сети Twitter.
Роскомнадзор сможет обязать операторов связи заблокировать Telegram в России только после того, как суд удовлетворит это требование и признает, что компания действительно нарушает российское законодательство. Решение суда компания вправе обжаловать. «Таким образом, дело может затянуться на два месяца, до мая этого года, когда Telegram могут начать блокировать», — прогнозирует Саркис Дарбинян.
Однако вероятность блокировки довольна высока, считают эксперты. «Я вполне допускаю, что Telegram могут заблокировать в России. Единственное, что сдерживало власть до этого времени, — президентские выборы. Учитывая, что у власти была необходимость повысить явку, а Telegram — это популярная платформа для политически активной аудитории, им не хотелось убивать лишний канал для связи с избирателями. Выборы завершились, Роскомнадзор и ФСБ ничего не останавливает, а Дуров вряд ли поменяет свое решение [об изменении политики компании к раскрытию ключей шифрования]», — отметил юрист «Роскомсвободы».
В случае блокировки Telegram в России сценарий может развиваться следующим образом: для прекращения работы мессенджера Роскомнадзор должен внести в так называемый реестр запрещенных сайтов ресурс https://telegram.org/ и все остальные, относящиеся к сервису. После этого операторы связи, которые как минимум один раз в сутки обращаются к этому реестру, должны провести фактическую блокировку на своих сетях (скорость блокировки зависит от технических возможностей провайдера), что приведет к прекращению работы сервиса в России. Кроме того, Роскомнадзор должен отправить аналогичное требование об удалении приложения для российских пользователей из магазинов Google Play и App Store.
Сколько пользователей затронет возможная блокировка?
Telegram не раскрывает количество пользователей в России. Согласно данным компании Combot, занимающейся Telegram-маркетингом, в России у сервиса примерно 15 млн активных пользователей (активными считают тех, кто обращается к сервису минимум раз в месяц). По данным, которые приводились в документах для инвесторов к ICO Telegram (копия есть у РБК), всего у сервиса 170 млн пользователей в мире, ежедневно они отправляют 70 млрд сообщений. Сервис прогнозировал, что к концу первого квартала 2018 года его аудитория вырастет до 200 млн пользователей.
Однако решение Верховного суда в споре Telegram и ФСБ фактически распространяется на все интернет-сервисы, считает юрист «Агоры» (правозащитная организация представляла интересы Telegram в суде) Дамир Гайнутдинов. «Теперь ФСБ, угрожая блокировкой, будет требовать ключи от Whatsapp, Viber, Apple и всех-всех-всех», — уверен он. По его мнению, «ни один уважающий себя ресурс» не должен раскрывать данные пользователей. «Как мы видели на примере «Лаборатории Касперского», даже намек на сотрудничество с российскими властями, особенно по такому чувствительному вопросу, напрочь уничтожает репутацию», — указал Гайнутдинов.
При этом до конца заблокировать интернет-сервисы невозможно, утверждают эксперты. Существуют различные сервисы для обхода блокировок, в частности VPN, а в июне прошлого года Telegram сам предоставил функцию «Свобода слова» в обновленной версии мессенджера. Она дает возможность задать настройки прокси-сервера, позволяющего пользоваться Telegram, даже если его заблокируют. «Мы верим в свободную и безопасную связь. Наша задача состоит в создании технологии, способной защитить право наших пользователей по всему миру на личную жизнь и свободу слова», — говорилось в сообщении Telegram.
«Какое бы решение ни было принято, в реальности Роскомнадзор не обладает техническими возможностями полностью прервать работу сервиса. Остается вопрос: удовлетворит ли регулятора формальный запрет?» — рассуждает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.
По американскому примеру
Дело «Telegram против ФСБ» называют российским аналогом дела «Apple против ФБР». Американские власти пытались добиться разблокировки iPhone, устроившего теракт в Сан-Бернардино в декабре 2015 года. ФБР обратилось в Apple с требованием разработать специальную версию iOS, позволяющую разблокировать iPhone так, чтобы контент внутри не был поврежден. Apple публично отказалась, заявив, что создание подобной лазейки для спецслужб поставило бы под угрозу безопасность всех пользователей. Тогда компанию поддержали остальные игроки в отрасли, как Facebook, Twitter, Google, LinkedIn, Ebay, McAfee, Dell и другие.
В итоге разблокировку смартфона осуществила неназванная компания. Сколько ФБР пришлось заплатить за это и как удалось добиться разблокировки, власти не раскрывают.