«Хабр» первым в России отчитался о запросах властей о пользователях
Администрация ИТ-портала «Хабр» (бывший «Хабрахабр») обнародовала статистику запросов от властей и правоохранительных органов. Об этом говорится в публикации в блоге компании.
Объясняя свое решение, администрация отметила: «Дефицит информации <...> лишь плодит догадки о том, что такой крупный проект, как «Хабр», не может быть обделен вниманием госорганов и правообладателей и что мы точно налево и направо сливаем данные».
В сообществе подчеркнули, что представляют полный transparency report (отчет о запросах государственных служб и правообладателей) — то есть данные по всем запросам ко всем проектам портала. «Отсутствует столбец «юрисдикция», так как пока все обращения были только из РФ», — отмечается в публикации.
Обнародованная статистика охватывает период с 2013 по 2018 год, при этом в 2014 году запросов не поступало. Всего «Хабр» получил за это время около 40 запросов, большая часть — от МВД (17 запросов, из них девять было удовлетворено) и Роскомнадзора (14 запросов, удовлетворены почти все). Также запросы направляли Федеральная служба охраны (два обращения, оба удовлетворены) и ФСБ (три запроса, два удовлетворено). С чем именно были связаны обращения ведомства к ИТ-порталу, в отчете не уточняется.
ООО «Хабрахабр», которому принадлежит портал, с 2014 года находится в реестре организаторов распространения информации.
«Хабр», появившийся в 2006 году, позиционирует себя как крупнейший в Европе ресурс для ИТ-специалистов. По оценке самого портала, ежемесячная аудитория превышает 8 млн уникальных пользователей.
Заместитель директора Института правовых исследований и региональной интеграции РЭУ им. Г.В.Плеханова Наталья Свечникова сообщила РБК, что раскрытие информации о запросах госорганов о пользователях «может приобрести широкий характер в силу интереса компаний не только к статистике».
«Прослеживается некое самоутверждение в правах участников соответствующего рынка, желающих открыто заявить о наличии самих запросов и самостоятельности в реализации норм закона о предоставлении соответствующей информации», — отметила она.
Генеральный директор Cros.Digital Ольга Сивкова в разговоре с РБК отметила важность раскрытия информации о запросах.
«Буквально на прошлой неделе на международной конференции о трансформации бизнеса в цифровой среде, которая была в Берлине, многие спикеры говорили о том, что данные — это самая главная ценность и что пользователи скоро придут к осознанию, что все, чем они делятся в Сети с платформами, может быть перепродано», — рассказала она. «Это значит, что пользователи будут выше ценить безопасность своих данных и, как следствие, контроль не всегда зло. В той же Европе GDPR (General Data Protection Regulation — Общий регламент по защите данных. — РБК) предполагает серьезные штрафы для площадок за нарушения в области персональных данных», — пояснила Сивкова.
«Между свободой слова и цифровой безопасностью очень тонкая грань. И всем без исключения информационным ресурсам придется балансировать», — заключила эксперт.
«Такой отчет, как transparency report, делает работу компании более прозрачной и открытой», — считает директор по работе с государственными структурами компании Group-IB Дмитрий Буянов. Он отметил, что в России практика публикации таких отчетов только начала формироваться, в то время как, например, Google выпускает их с 2010 года.
«Информация, представленная в transparency report, дает возможность пользователям отслеживать уровень взаимодействия компании с правоохранительными органами», — пояснил эксперт. По мнению Буянова, чем более открыты будут компании, в отношении которых правоохранительные органы отправляют запросы, тем больше внимания будет уделяться таким запросам.
О согласии публиковать отчеты со статистикой запросов объявил ранее гендиректор «ВКонтакте» Андрей Рогозов. Это решение было принято наряду с введением новых настроек приватности после нескольких громких дел, связанных с публикациями в этой соцсети.
Также намерен публиковать transparency reports мессенджер Telegram. Мессенджер при этом согласился передавать спецслужбам данные о пользователях (IP-адрес и номер мобильного телефона), которые будут признаны подозреваемыми в терроризме.
За рубежом данные о запросах госорганов на удаление контента регулярно раскрывают Facebook, Google и Microsoft.