Google отключила возможность обхода блокировок через ее домен
Плановое обновление
Разработчики приложений больше не смогут использовать домен Google для обхода блокировок, сообщило издание The Verge.
Изменения в сетевой архитектуре Google 13 апреля заметили разработчики системы прокси-серверов для организации анонимного сетевого соединения Tor. Позже Google заявила, что изменения были запланированы давно в рамках обновления программного обеспечения.
«Подставные домены (domain fronting; возможность маскировать заблокированное доменное имя доменом другого сервиса. — РБК) никогда не входили в поддерживаемый Google функционал, — заявил представитель компании. — До недавнего времени они [подставные домены] работали из-за особенностей нашего программного обеспечения. Мы постоянно развиваем нашу сеть, и в рамках планового обновления программного обеспечения подставные домены больше не работают. Мы не планируем в будущем возвращать эту функцию».
Как объяснил РБК директор направления облачных сервисов «Битрикс24» Александр Демидов, функция подставных доменов позволяла клиентам облачной инфраструктуры Google использовать для адресации не собственные доменные имена, а домены Google (например, такие как googleusercontent.com и т.п.), и за счет этого они смогли обходить блокировку в той или иной стране.
По словам одного из участников рынка, за www.google.com «мог прятаться кто угодно, так как этот домен никто, кроме Китая, блокировать не рискнул».
Как отмечает The Verge, нововведение Google угрожает нарушить работу таких сервисов, как защищенный мессенджер Signal, сайт некоммерческой организации, отслеживающей блокировку ресурсов в Китае, greatfire.org и VPN-сервис Psiphon.
Погоня за IP-адресами
С 16 апреля операторы в России по решению Роскомнадзора приступили к блокировке мессенджера Telegram. Это произошло после того, как Таганский районный суд постановил заблокировать сервис из-за того, что он отказался передать ФСБ ключи для расшифровки переписки пользователей. Несмотря на все усилия, мессенджер продолжает работать, а его аудитория даже возросла.
Как пояснил руководитель Роскомнадзора, Telegram стал использовать новые IP-адреса, получая их у облачных сервисов Amazon Web Setrvices и Google Cloud. Из-за того что мессенджер менял адреса очень быстро, ведомство вынуждено было блокировать их целыми пулами. В итоге под блокировку попали сайты, не связанные с Telegram, но также использовавшие адресацию Amazon Web Services и Google Cloud. В частности, проблемы с доступом испытывали онлайн-школа изучения английского языка Skyeng и мессенджер Viber.
18 апреля стало известно, что Роскомнадзор начал блокировать адреса еще одного крупного хостинг-провайдера — DigitalOcean. Кроме того, под блокировку попали адреса облачных сервисов Microsoft Azure, Scaleway (принадлежит французской Online.net), немецкого Hetzner Online.
Проблемы из-за блокировки DigitalOcean подтвердил РБК и основатель ресурса об индустрии цифрового видео ruvod.com Анатолий Воронцов. «Хостинг-провайдер объяснил, что он ничего не менял и доступ ограничил Роскомнадзор без объяснения причин. Я как владелец бизнеса нахожусь в недоумении — на каком основании Роскомнадзор вторгается в бизнесы российских интернет-компаний, объясняя это охотой за Telegram и якобы террористами внутри Telegram», — сказал он.
Заявленные Google изменения не скажутся на возможности обхода блокировки Telegram в России, считает Александр Демидов. «Отключение функции подставных доменов никак не влияет на использование облачного сервиса Google Cloud для размещения своих ресурсов — с собственными доменами или же вообще с обращением напрямую по IP-адресам», — отметил эксперт. По его словам, отключая эту функцию, Google страхует себя, «стараясь минимизировать даже теоретическую возможность блокировки собственных сервисов — таких как Google Adwords/Adsense, Gmail, собственно поиска и т.п.».
Основатель компании по информационной безопасности Vee Security Александр Литреев также подтвердил, что Telegram не использовал подставные домены для обхода блокировки в России. «Однако в целом закрытие этой функции лишило разработчиков одного из способов борьбы с цензурой», — отметил он.