Роспотребнадзор объяснил, как быть, если гаджет не работает из-за санкций
Изготовитель обязан обеспечить работу проданных в России гаджетов, в том числе фитнес-браслетов, смарт-часов и бытовых приборов, в течение всего срока службы, говорится в заявлении Роспотребнадзора. Если срок службы прибора или гаджета не установлен, то такая обязанность есть у производителя в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Эта обязанность подразумевает в том числе необходимость организовать ремонт и поставки запчастей. В ведомстве отметили, что прекращение работы программного обеспечения товара также может быть признано существенным недостатком.
Если существенный недостаток в работе прибора появился в течение двух лет со дня продажи, то покупатель имеет право потребовать вернуть средства за некачественный товар у продавца, производителя или уполномоченного импортера, в том числе у индивидуальных предпринимателей.
Если требования покупателя отремонтировать прибор или вернуть средства за неработающий экземпляр не будут рассмотрены и удовлетворены, то он вправе потребовать возврата денег за некачественный товар в соответствии со ст. 19 закона «О защите прав потребителей».
Роспотребнадзор также обратил внимание потребителей, что «многие иностранные компании сочли своим долгом публично объявить, что они закрываются, останавливают свою деятельность, уходят с потребительского рынка». В связи с этим ведомство указало, что для работы в России зарубежные компании обязаны зарегистрировать российское юридическое лицо, информация обо всех таких организациях есть в Едином государственном реестре юридических лиц. Для компаний это означает, что они берут на себя обязательства соблюдать российское гражданское право.
«Обязательства по отношению к потребителям и их надлежащее исполнение юридическим лицом никак сиюминутно не прекращаются с фактом публичного заявления о прекращении деятельности, ибо юридически такое прекращение <...> подразумевает ликвидацию юридического лица, которая, в свою очередь, имеет определенную законодательную регламентацию», — напомнил Роспотребнадзор. Процедура ликвидации юридического лица считается завершенной только после того, как данные о нем будут внесены в этот реестр.
Реализовать свое право на обращение к производителю покупатели могут, направив заявления по адресу регистрации компании.
При заявлении продавцу соответствующего требования потребителю нужно будет обосновать, что полноценно использовать гаджет невозможно, указывают опрошенные РБК юристы. «Данные правоотношения регулируются ст. 475 Гражданского кодекса, а также ст. 19 и 20 закона «О защите прав потребителей», — рассказал РБК старший юрист фирмы «Надмитов, Иванов и партнеры» Михаил Степкин. Если в удовлетворении претензии потребителю откажут, нужно обращаться в суд.
С тем, что вернуть деньги за некорректно работающий товар можно с помощью претензии или по суду, согласен председатель коллегии адвокатов «Старинский и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, нужно обратить внимание на то, что по закону продавец должен предоставить корректную информацию о своем товаре. «Если он изначально заявлял, что тот или иной гаджет будет работать с каким-то конкретным сервисом, а этот сервис не работает, значит информация была предоставлена некорректно. Только на основании нарушения данного правила можно расторгнуть договор и вернуть деньги», — считает адвокат. Подтвердить свою претензию нужно будет чеком или платежным поручением.
В то же время управляющий партнер юридической фирмы AdRem Тарас Хижняк считает, что возможность вернуть гаджет продавцу при отказе части функций из-за санкций может быть оспорена производителем или импортером на основании форс-мажорной ситуации или на основании того, что работа части сервисов зависит от «третьих лиц».
«Например, осуществления оплаты [Apple Рay, Google Pay], а сама оплата зависит уже от третьих лиц которые участвуют в цепочке оказания услуги. Ввиду санкций оплата затруднена, это не зависит непосредственно ни от производителя гаджета, ни от продавца. И если потребитель будет обращаться в суд, то вероятнее всего ему откажут в требовании. В том числе со ссылкой на то, что происходящие события могут быть причислены к форс-мажорным», — сказал Хижняк.
С учетом текущей ситуации высока вероятность, что в скором времени в судах будет рассматриваться множество подобных исков, считает старший юрист юридического бюро «Падва и Эпштейн» Екатерина Штыкова. В то же время, по ее словам, исполнение решений судов по ним может быть крайне затруднено.