Дело на $16 млрд: зачем акционерам «Альфа-Групп» LetterOne Technology
Инвестиционный холдинг LetterOne (L1) российских миллиардеров, совладельцев «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева, основал новое направление — LetterOne Technology — для инвестиций в телекоммуникационные и технологические компании Европы и США. Новое подразделение заменило прежнюю структуру — LetterOne Telecom: в понедельник, 6 апреля, вместо страницы LetterOne Telecom на сайте группы появилась страница LetterOne Technology. Глава бизнес-единицы Алексей Резникович, управлявший телекоммуникационными активами «Альфа-Групп» с 2005 года, сообщил Financial Times, что у L1 Technology есть собственные $16 млрд, которые могут быть увеличены за счет кредитного плеча до $25 млрд.
L1 продолжает искать применение деньгам, полученным от продажи доли в ТНК-BP (в марте 2013 года владельцы «Альфа-Групп» продали 25% ТНК-BP «Роснефти» за $13,9 млрд). LetterOne была образована в июне 2013 года, учредители Фридман, Хан и Кузьмичев вложили в нее $15,36 млрд, сообщалось в отчете «Альфа-Групп» за 2013 год. В марте 2015 года L1 потратила первые деньги, полученные от продажи ТНК-BP, купив немецкую нефтегазовую компанию Dea за €5,1 млрд ($5,6 млрд) с учетом ее долга. Forbes в начале марта оценивал, что на покупку Dea было потрачено $1,26 млрд собственных средств L1 (остальное — заемные средства). Таким образом, после приобретения Dea у LetterOne должно было остаться около $14 млрд наличности.
L1 Technology может инвестировать и в традиционные телекоммуникационные бизнесы, нуждающиеся в финансовой поддержке или новом капитале, и в интернет-компании (например, разработчики мобильных приложений или потоковых сервисов), сказал FT Резникович. Подразделение будет искать возможности для приобретения «долей, дающих контроль или существенное влияние», в крупных компаниях (стоимость сделки — от $1 млрд), или бизнесов, которые дополнят существующую базу активов (прежде всего VimpelCom), говорится на странице LetterOne Technology. «Старомодный» телеком-бизнес должен радикально поменяться, чтобы выжить и развиваться, говорит Резникович. «Телекоммуникационная отрасль стала жертвой своей неспособности трансформироваться под новые вызовы. Многие компании уйдут или сольются с другими — так или иначе они исчезнут», — заявил он FT.
Новый, более «цифровой» фокус бывшей L1 Telecom нашел отражение в составе консультативного совета, в который наряду с фигурами из сотового бизнеса вошли бывшие представители Google и Skype (см. врез).
Кто будет консультировать LetterOne Technology
Расс Шоу
Расс Шоу — бизнес-ангел и венчурный инвестор, директор без исполнительных полномочий ряда быстрорастущих hi-tech компаний. Ранее Шоу занимал должность председателя клуба Marketing Group of Great Britain, а также вице-президента и управляющего директора Skype, где отвечал за мобильные приложения и отношения с разработчиками оборудования. В сферу его ответственности входила Европа, Ближний Восток и Африка. Шоу ушел из Skype, когда контроль над компанией перешел к Microsoft. До прихода в Skype Шоу занимал должность директора по инновациям испанской Telefonica, а также директора по маркетингу британского оператора O2, приобретенного Telefonica в 2005 году.
Сэр Джулиан Хорн-Смит
Джулиан Хорн-Смит — член совета директоров и советник ряда международных корпораций. Хорн-Смит 22 года проработал в британском сотовом операторе Vodafone, стоял у истоков его создания.
В 2006 году вошел в Международный консультативный совет компании Altimo, созданной для управления телекоммуникационными активами «Альфа-Групп». В 2014 году Хорн-Смит был избран в наблюдательный совет Vimpelcom Ltd. До прихода в Vodafone Хорн-Смит работал в британской радиовещательной компании Rediffusion, потом — в британском подразделении производителя бытовой техники Philips, с 1982 по 1984 год — в британском офисе американского продовольственной компании Mars.
В 2004 году королева Великобритании пожаловала ему рыцарский титул «за заслуги в международной отрасли связи».
Брент Хоберман
Брент Хоберман является «ветераном» британского интернет-бизнеса. В 1998 году, когда в Англию из США пришла волна «интернет-мании», он создал сайт Lastminute.com, на котором пользователи могли забронировать поездку или культурный досуг на выходные. Компания вышла на Лондонскую биржу в марте 2000 года, четыре дня спустя краха «доткомов» на бирже NASDAQ. В 2005 году Lastminute.com был куплен американской корпорацией Sabre исходя из стоимости £577 млн. В следующем году Хоберман покинул пост гендиректора, а еще через год и саму фирму.
Впоследствии Хоберман создал несколько сайтов, посвященных дизайну и строительству. По данным MarketWatch на март 2014 года, бизнесмен состоит в деловом консультативном совете New Enterprise при Консервативной партии, в декабре ему был пожалован титул Командора Ордена Британской империи.
Денис О’Брайен
Является одним из нескольких миллиардеров Ирландии. В ежегодном списке Forbes, вышедшем в марте 2015 года, из пяти ирландцев он занимает второе место (и 199-е по всему миру), располагая состоянием в $6,8 млрд. Еще в 1990 году он основал компанию Esat Telecom и несколько лет пытался добиться лицензии на предоставление мобильной связи, чтобы лишить единственного на тот момент оператора Eircell монополии. В конечном итоге лицензия была получена, и О’Брайен в содружестве с норвежской Telenor организовал компанию Esat Digifone, ставшую вторым национальным сотовым оператором.
Позднее суд установил, что лицензию Digifone получил в результате подкупа тогдашнего министра телекоммуникаций Майкла Лоури: с момента получения лицензии в мае 1996 года Лоури получил от структур О’Брайена несколько транзакций общей суммой около £1 млн. Ни коррупционный скандал, ни разногласия с Telenor по вопросам управления Digifone (которая в конечном счете была продана британскому оператору O2 в 2006 году) не помешали О’Брайену строить свою империю. Помимо прочего, она включает в себя сеть радиокомпаний (в частности, «Наше радио» на Украине), фирму по аренде самолетов и гольф-клуб.
Осама Бедье
Из почти 20 лет карьеры последние 12 лет Осама Бедье работает в сфере онлайн-транзакций. В декабре 2002 года бывший сотрудник AT&T и Sizmek пришел в команду PayPal на должность вице-президента по развитию. В начале 2011 года Бедье перешел в Google, где начал разрабатывать конкурирующий с PayPal проект электронного кошелька. После запуска Google Wallet компания eBay, владеющая PayPal, подала иск против Google, обвиняя ее в краже коммерческих секретов. Формальным основанием стало то, что над проектом Google работали бывшие топ-менеджеры PayPal, включая Бедье. Спустя два года он покинул Google, чтобы «сосредоточиться на других возможностях».
В 2013 году Бедье присоединился к проекту Coin по созданию единой карточки, которая совмещает в себе все банковские, подарочные и прочие карты клиента. Затем он основал компанию Poynt, которая разрабатывает устройство-терминал по обработке различных карт оплаты. Помимо этого бизнесмен входит в совет директоров российской QIWI и калифорнийской WePay.
Георгий Макаренко, Олег Макаров
Под управление L1 Technology перешли доли LetterOne в VimpelCom (47,9% голосующих акций, 56% экономического интереса) и турецком операторе Turkcell (13,22% акций в косвенном владении). Их суммарная стоимость еще в конце 2013 года оценивалась в $13,5 млрд, а теперь — лишь около $7 млрд (акции VimpelCom с конца 2013 года подешевели почти на 60%). VimpelCom нуждается в «полной перестройке», сказал Резникович FT. Он верит, что издержки компании можно сократить на две трети за счет перевода многих операций на цифровую платформу. «Идея состоит в том, чтобы сделать VimpelCom намного более ценной компанией — с мультипликатором не 5–6x [к прибыли], а 10–12x», — говорит он.
Депозитарные расписки VimpelCom на NASDAQ подорожали в понедельник на 6,7% (на 21:00 мск) при росте индекса РТС в Москве на 4,4% и индекса NASDAQ на 0,8%.
Головной офис L1 Technology расположен в Лондоне (холдинг LetterOne зарегистрирован в Люксембурге). Решение перенести международный бизнес Михаила Фридмана (основного бенефициара LetterOne, состояние по версии Forbes — $17,6 млрд) и его партнеров в Лондон было принято до начала украинского конфликта, но этот конфликт осложнил базирование в России, признался Резникович в интервью FT.
Директор LetterOne Group по коммуникациям Стюарт Брузетт не ответил на письменный запрос РБК о комментарии и звонки.
LetterOne закрыла сделку по покупке у немецкого концерна RWE нефтегазовой компании Dea 2 марта 2015 года, несмотря на неурегулированный спор с властями Великобритании. Министр энергетики Великобритании Эд Дейви отказался выдать LetterOne так называемое комфортное письмо на покупку британских активов Dea. По его мнению, в условиях международной политической напряженности из-за Украины велика вероятность того, что новые владельцы британских участков попадут под санкции (компания LetterOne и/или ее российские владельцы). Ведомство предупредило, что собирается обязать LetterOne продать британские активы Dea третьей стороне; эту позицию, по данным британских СМИ, поддержал премьер-министр Дэвид Кэмерон. В свою очередь, LetterOne пригрозила инициировать судебное разбирательство против британских властей. 17 марта Financial Times сообщила, ссылаясь на собственные источники, что LetterOne «близка к найму консультантов, предположительно из Morgan Stanley», чтобы найти покупателей на британские газовые месторождения. В конце марта Reuters написал, что судьба британских активов LetterOne, вероятно, будет определена только после парламентских выборов в Соединенном Королевстве, которые пройдут 7 мая.