ФАС связала необходимость новых антимонопольных мер в Рунете с санкциями
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в марте представившая проект пятого антимонопольного пакета, объяснила действующими против России санкциями причину появления в нем предложения о возможности лишать разработчиков исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД; к ним относятся произведения науки, литературы, программы, базы данных, изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания и др.).
Объяснения ФАС приводятся в комментариях к проекту, размещенному на портале regulation.gov.ru. В одном из ответов служба ссылается на решение Конституционного суда от 13 февраля 2018 года по делу калининградского поставщика медучреждений ООО «ПАГ». Японская Sony Corporation подала иск к ПАГ, поскольку та ввезла в Россию без ее разрешения партию специальной бумаги для аппаратов УЗИ. На продукции был размещен товарный знак Sony, но товар был закуплен не напрямую у японской компании, а через цепочку посредников из других стран. «Правообладатель может недобросовестно использовать исключительное право на товарный знак и ограничивать ввоз на внутренний рынок России конкретных товаров или устанавливать на них завышенные цены. Особую опасность такие действия могут приобретать в связи с применением каким-либо государством санкций против России, поэтому правообладателю может быть отказано в иске полностью или частично, если выполнение его требований может создать угрозу для конституционно значимых ценностей», — цитирует ФАС в своем комментарии постановление Конституционного суда.
Служба указала, что транснациональные корпорации имеют прямое влияние на конкуренцию на российских рынках. «Влияние глобальных игроков является существенным, в том числе потому, что им принадлежит программное обеспечение, в том числе операционные системы (например, Google, Apple, Microsoft), — считает ФАС. — В связи с этим сохранение и обеспечение стабильности и баланса интересов участников цифровых рынков, защита российских компаний требует своевременного реагирования на появление новых особенностей и механизмов деятельности поставщиков и покупателей».
Сейчас программное обеспечение, в том числе операционные системы, относятся к РИД и защищены законом «О защите конкуренции», но к правообладателям не применяются требования, запрещающие злоупотреблять доминирующим положением на рынке и участвовать в антиконкурентных соглашениях.
Сильное влияние на условия обращения товаров на рынке оказывают обладатели прав на подлежащие патентной защите лекарства и селекционные достижения, которые «могут воздействовать на функционирование целых отраслей экономики и повлечь негативные последствия для охраняемых конституционных ценностей», в том числе «интересов обороны и безопасности, жизни и здоровья граждан».
В разработанном проекте пятого антимонопольного пакета есть несколько положений, касающихся исключительных прав на РИД. В частности, служба предложила запретить владельцам прав на РИД злоупотреблять доминирующим положением (устанавливать монопольно высокую цену на товар, необоснованно отказываться от заключения договора на его поставку и пр.) и создавать картели. ФАС хочет при одобрении ходатайства о сделке получить право предписывать ее сторонам предоставлять или передавать другим лицам права на РИД, которыми распоряжаются стороны слияния. Если компании, получившие при одобрении ходатайства о сделке от ФАС предписание, касающееся РИД, не исполнят его, ведомство будет иметь право обратиться в суд с иском о разрешении использовать на территории России РИД компании-нарушителя. ФАС также может обратиться в суд с требованием о запрете оборота товаров, производимых или реализуемых нарушителем.
Какие еще изменения содержит пятый антимонопольный пакет
Проект пятого антимонопольного пакета был представлен в начале 2018 года. Как заявляли представители ФАС, поправки позволят эффективнее применять антимонопольное регулирование на цифровых рынках. В документе описаны критерии для отнесения к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ. Предусмотрен запрет на создание дискриминационных условий «доступа к данным, в том числе данным о потребителях». Введен новый критерий для получения разрешения ФАС на осуществление сделки, если ее объем превышает 7 млрд руб. ФАС получит возможность продлевать и приостанавливать срок рассмотрения сделок экономической концентрации на девять месяцев, а с согласия правительства — на 3–5 лет и др.
Опасное бесправие
Участники рынка в своих отзывах раскритиковали предложения ФАС, касающиеся прав на РИД. Сразу в нескольких отзывах указано, что они противоречат Гражданскому кодексу, в котором говорится, что правообладатель вправе использовать РИД по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в том числе разрешать или запрещать другим использовать РИД.
В отзыве Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) указывается, что предлагаемые ФАС изменения приведут «к значительным негативным последствиям» — демотивации создателей РИД, снижению инвестиций в инновации, утечке за рубеж патентов и изобретений, «нанесению вреда инновационному развитию экономики». В РСПП напомнили, что инициатива ФАС о распространении антимонопольного законодательства на РИД рассматривалась еще в 2013 и 2014 годах при подготовке четвертого антимонопольного пакета и была раскритикована деловым сообществом и предпринимательскими объединениями.
Против высказалась и Торгово-промышленная палата России: «Существуют такие объекты, как литературные и художественные произведения, которые являются уникальными и не создают рынка, на котором осуществляется конкуренция и монополистическая деятельность. Могут на практике появиться злоупотребления со стороны заинтересованных лиц, которые в случае отказа правообладателей от заключения лицензионного договора смогут обращаться в антимонопольный орган с жалобой на антиконкурентные действия». В палате считают, что нововведение «ослабит стимулы к коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, понизит инвестиции в инновации и приведет к отсутствию мотивации к творческому поиску и, как следствие, прекращению создания новых объектов интеллектуальной собственности, ослаблению уровня ее защиты».
При этом в отзыве компании «Яндекс» отмечается, что такая мера, как разрешение использовать на территории России РИД компаний, нарушивших предписание ФАС, не сможет эффективно применяться. «Большинство цифровых сервисов требуют постоянной технической поддержки и обновления. В случае введения предлагаемой нормы потребители, заключившие лицензионный договор в отношении компьютерной программы, могут оказаться лишены возможности использовать ее и (или) получать необходимые обновления», — пишет «Яндекс». Запрет на оборот товаров, производимых или реализуемых нарушившими предписание ФАС лицами или компаниями, по мнению интернет-холдинга, причинит ущерб также дистрибьюторам этих товаров и потребителям. «Предлагаемая норма не стимулирует конкуренцию, а, напротив, влечет ее ограничение, создавая барьеры доступа на рынок», — говорится в отзыве «Яндекса». В компании также предположили, что норма может привести к нарушению международных договоров, заключенных Россией в данной области.
По словам управляющего партнера юридической компании «Лосев и партнеры» Вячеслава Лосева, из-за указанных положений пятого антимонопольного пакета международные компании могу попасть в сложную ситуацию. «Некоторые введенные против России санкции запрещают поставку российским компаниям определенного рода оборудования, аналоги которого в нашей стране не производятся. Если предлагаемые изменения законодательства очень сильно закрутят гайки, то производители подобного оборудования могут оказаться между двух огней: с одной стороны, запрет со стороны США и ЕС, с другой — Россия запретит отказывать в поставке», — отметил он. Эти меры коснутся в первую очередь зарегистрированных в России «дочек» зарубежных компаний. При отказе в поставке российским компаниям определенного оборудования, софта или иных товаров, защищенных патентом, ФАС по жалобе стороны, которой отказали в поставке, сможет не только штрафовать поставщика, но и отменять защиту соответствующего патента на территории России, что приведет «к эскалации конфликта». В то же время Лосев оговорился, что это пессимистичный вариант развития событий: ситуация будет зависеть от того, в какой редакции будет принят закон.