Звездопад по заказу: как японский стартап создает искусственные метеоры
«Мы называем себя первой в мире развлекательной космической компанией. Хотим, чтобы люди видели падающие звезды и задумывались: как же им это удалось?» — рассказывает Джош Роденбо, координатор спутниковых программ японской Astro Live Experiences (ALE).
Искусственные метеоры — это объекты диаметром 1 см, из каких материалов они состоят, ALE не раскрывает — коммерческая тайна. Уже в декабре 2018-го в космос отправится ракета Epsilon Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). Она выведет на орбиту два спутника с искусственными метеорами на борту — по 400 «звезд» в каждом. Специалисты ALE с Земли за два года введут спутники в эксплуатацию и организуют выброс: сгорая в атмосфере, объекты сформируют желаемый эффект метеорного потока.
«Как только мы используем все, спутники будут отправлены вниз и [тоже] сгорят в атмосфере, — говорит Роденбо в интервью журналу РБК. — Они отслужат три-четыре года и поучаствуют за это время в 20–30 шоу».
Компания планирует запускать не большие телекоммуникационные спутники «размером с автомобиль», а компактные микроспутники 60х90 см и массой около 70 кг. Каждый состоит из двух частей: внешнего корпуса и контейнера с искусственными метеорами. Группировку спутников ALE будет наращивать, «пока не будет довольна», подчеркивает Роденбо: «Наш флот может быть очень большим — до 30, 36 или 42 спутников». ALE пока не научилась «заправлять» спутники, так что наращивать группировку нужно будет тем быстрее, чем больше будет заказов на новое шоу и чем быстрее будут сгорать старые спутники. «Наша цель — к 2025 году запускать по пять-шесть спутников в год, а к 2030-му — по 10–12», — уточняет координатор ALE.
Запуски в «игноросферу»
Спутники для компании собирают специалисты Университета Тохоку, а производство контейнеров и «звезд» происходит прямо в офисе ALE в Токио. Масштабы пока скромные (одновременно производится один контейнер с частицами), и ALE хватает собственной лаборатории. Со временем компания рассчитывает запустить производство на отдельном предприятии.
Тестируют «искусственные звезды» тоже в лаборатории, используя для этого специальную аэродинамическую трубу, которая создает поток горячего газа — в нем частицы оказываются примерно в тех же условиях, что при входе в атмосферу. В производстве ALE экспериментирует с разными материалами — от этого зависят цвет и яркость «звезд».
ALE планирует заниматься и научными исследованиями. «Мы можем исследовать ту часть атмосферы, которую очень сложно исследовать, — мезосферу, или, как ее в шутку называют ученые, «игноросферу». Ее, и правда, нередко игнорируют: мезосфера слишком высока для метеозондов и слишком низка для спутников», — объясняет Роденбо. ALE планирует вставлять внутрь «звезд» сенсоры, чтобы передавать информацию о мезосфере на Землю. Все данные компания планирует выложить в открытый доступ.
Высота орбиты спутника ALE — 350 км, а частицы входят в атмосферу и сгорают между 80 и 60 км. «В космосе сейчас около 1,8 тыс. спутников, — говорит Роденбо. — Но там, где находимся мы, их всего 300–400, большинство гораздо выше». Тем не менее, чтобы избежать опасных сближений, за две недели до запусков ALE будет сверяться с данными Центра совместных космических операций (JSpOC) обо всех спутниках. Компания также планирует координировать свою работу со SpaceX Илона Маска, который намерен запустить почти 4,5 тыс. спутников до середины 2020-х, и с операторами «секретных» спутников.
«Что касается частиц, мы не будем их выпускать, если есть вероятность сближения [с другими объектами] на расстоянии в 100 км. Мы следим за тем, чтобы все чувствовали себя в безопасности», — заверяет координатор ALE.
Астроном из Goldman Sachs
Идея об искусственных звездопадах пришла в голову основательнице и CEO ALE Лине Окадзиме еще в 2001 году во время ее учебы в Университете Токио. Она готовилась стать астрономом и наблюдала за метеорным потоком Леониды. «Я подумала: было бы потрясающе, если мы могли создать что-то подобное, — цитировал Окадзиму Forbes. — Я рассказала об идее друзьям. Они тоже были восхищены, но и представить не могли, что я, правда, это сделаю».
Частный космос в то время только зарождался: Blue Origin Джеффа Безоса всего год как вела свои разработки в секретном режиме, а SpaceX даже не была основана. Окадзима тоже не сразу пришла в эту считающуюся теперь перспективной индустрию. Во время учебы в университете она основала разработчика мобильных игр Reveal Laboratory и параллельно занималась исследованиями в открытой лаборатории JAXA. В 2008-м получила степень кандидата наук по астрономии, но карьеру продолжила в финансах — год проработала в Goldman Sachs. В 2009-м Окадзима ушла из инвестиционного банка и основала консалтинговую компанию LS-Partners, которой владела до 2012 года.
Все эти годы она в свободное время занималась «звездным» проектом: разрабатывала технико-экономическое обоснование, подбирала команду. В 2011 году компания ALE была зарегистрирована юридически, а первые инвестиции от бизнес-ангелов в размере около $7 млн привлекла в 2015–2016 годах. Сейчас в компании работают около 20 человек. «Полтора года назад нас было десять, так что растем довольно быстро», — отмечает Роденбо. На сайте ALE и сегодня размещены посты о поиске новых сотрудников.
Космические фейерверки
По расчетам ALE, искусственный метеорный поток будет видно с Земли на определенных участках диаметром примерно 200 км. То есть «звезды» увидит огромное количество людей, гораздо большее, чем наблюдают за фейерверками. «Так же, как и естественные метеоры, искусственные очень недолговечны. Но если представить себе диаметр в 200 км — внутрь поместится весь Токио или Нью-Йорк. Увидеть наши «звезды» сможет разом целый город такого масштаба», — рассказывает Роденбо.
Монетизировать звездопады компания надеется за счет крупных корпоративных клиентов. «Компании масштаба, например, Coca-Cola или Nike могли бы объявить: сегодня вечером вы увидите звездопад, который для вас организовала наша компания», — считает координатор ALE. Подобные проекты также могут реализовываться на концертах, спортивных играх и других массовых мероприятиях. О частных клиентах в ALE, по словам Роденбо, не думают, хотя и не станут отказывать заказчикам из списка Forbes.
Опасения разработчиков связаны скорее с тем, что развлечение будет доступно лишь жителям мегаполисов. «А мы хотим, чтобы нашими метеорными потоками наслаждались все», — объясняет специалист. Для расширения охвата компания сама будет проводить мероприятия с привлечением спонсоров. Первым станет шоу Shooting Star Challenge в Хиросиме в 2020-м. Спонсорами выступят Japan Airlines и FamilyMart. Представитель ALE заверяет, что шоу не связано с Олимпиадой в Токио, которая пройдет примерно в тот же период.
Рассчитать рыночную стоимость технологии пока невозможно: искусственные звездопады проходят стадию лабораторных исследований и готовятся к демонстрационным запускам, оптимальные параметры спутников, искусственных метеоров и их цена будут определены позднее, говорит Роденбо. В 2016 году журнал Forbes со ссылкой на свои источники писал, что один метеор обойдется заказчику в $8 тыс.; представитель ALE конкретные цифры не комментирует.