Рогозин назвал ошибкой операторов включение двигателей «Науки»
Незапланированное включение двигателей модуля «Наука» после пристыковки к Международной космической станции стало результатом человеческой ошибки, оборудование при этом сработало штатно. Об этом глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал в интервью телеканалу CNN.
На вопрос, была ли это человеческая ошибка, Рогозин ответил: «Да, была. Оборудование не ломается само по себе».
По его словам, вывод на орбиту такого модуля, как «Наука», — очень сложная задача, и российские специалисты давно не занимались проблемами такого уровня сложности. С тех пор как это делалось, сменилось поколение операторов, управлявших полетом. Опытные специалисты ушли на пенсию, их сменили более молодые сотрудники.
Ранее официальный печатный орган «Роскосмоса» журнал «Русский космос» опубликовал статью (.pdf), в которой приводились слова Рогозина об этом инциденте.
По его словам, эйфория, наступившая в результате успешной стыковки, немного расслабила группу управления.
«После причаливания надо было «усыпить» модуль, отключив систему сближения и стыковки. Но такую команду не выдали — и модуль, продолжая самостоятельно анализировать ситуацию, включил один из двигателей ориентации «на отвод», что привело к развороту всей станции», — цитирует издание слова Рогозина.
Программу срочно отключили, а затем с помощью двигателей модуля «Звезда» и грузового корабля «Прогресс МС-17» МКС вернули к прежней ориентации.
Запуск модуля «Наука» прошел 21 июля с космодрома Байконур, спустя восемь дней — 29 июля — модуль пристыковался к МКС. Позднее в NASA сообщили, что на модуле нештатно включились двигатели, после чего вся станция развернулась.
«Почти все вращение было по тангажу. Станция совершила почти 1,5 оборота, а затем пол-оборота, чтобы вернуться в исходное положение», — рассказал руководитель полета американского сегмента МКС Зебулон Сковилль.
Американское космическое агентство сообщило, что МКС не была повреждена, происшествие не стало угрозой для экипажа станции. Тем не менее NASA отложило запуск к МКС собственного корабля Starliner. Дополнительное время потребовалось для проверки работы российского модуля и обеспечения готовности станции к прибытию корабля, уточнили тогда в агентстве.
«Модуль, видимо, сам не мог «поверить», что он уже состыковался. Когда приводили в исходное состояние систему управления модуля, то она решила, что еще находится в свободном полете, и не поняла, что происходит. Сработал алгоритм безопасности, включающий двигатель», — объяснил исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев.