Прокуратура потребовала освободить врача Мисюрину и пересмотреть приговор
Прокуратура Юго-Западного округа Москвы внесла апелляционное представление на приговор руководителю гематологической службы больницы №52 Елене Мисюриной. Об этом сообщается в официальном канале Генпрокуратуры в Telegram.
«Прокуратура просит отменить состоявшееся судебное решение и вернуть уголовное дело прокурору», — заявили в ведомстве. В прокуратуре отметили, что во время следствия были допущены нарушения. Также «выводы суда, изложенные в приговоре, о виновности Мисюриной, не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам», говорится в сообщении.
Так, заключения судебно-медицинских экспертиз в деле противоречат друг другу. Показания свидетелей и экспертов суд не оценил должным образом. «Собранные и исследованные доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о доказанности вины Мисюриной», — считают в надзорном ведомстве.
Прокуратура также попросила Мосгорсуд до рассмотрения апелляции освободить Мисюрину из-под стражи и избрать ей меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
Черемушкинский суд Москвы 22 января приговорил Мисюрину к двум годам колонии общего режима по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). В ходе суда гособвинитель просил для Мисюриной условный срок — три года.
Летом 2013 года в частную московскую клинику, где работала Мисюрина, обратился 55-летний пациент, страдавший несахарным диабетом и раком предстательной железы. Врач сделала ему забор костного мозга для анализа. После процедуры мужчина ушел домой и через несколько дней умер в другой клинике (МЕДСИ). По мнению следствия, врач случайно проткнула мужчине кровеносный сосуд иглой, что и стало причиной смерти. Мисюрина свою вину отрицает.
Приговор Мисюриной вызвал возмущение медицинского сообщества. За нее вступились главврачи ряда московских больниц: по их мнению, простая манипуляция не могла действительно привести к смерти пациента с тяжелыми заболеваниями. Медики начали акцию в поддержку Мисюриной в соцсетях, запустив хештег #ЯЕленаМисюрина, а также составили петицию, которую к среде, 31 января, подписали почти 75 тыс. человек. Также медики планировали провести уличную акцию против преследования Мисюриной. «Это дело продемонстрировало всем врачам, что ты можешь сесть практически за что угодно — и за то, что ты не делал, и за то, что должен был делать и сделал. Неудивительно, что теперь врачи нервничают, боятся», — говорила РБК главный врач столичной больницы №52 Марьяна Лысенко.
По поводу дела медика выступил мэр Москвы Сергей Собянин. «Крайне озабочен делом врача Елены Мисюриной. Безусловно, жизнь и здоровье пациентов важнее всего. Тем не менее такие дела должны рассматриваться максимально корректно и объективно», — написал мэр в Twitter. «Как врач я читал историю болезни пациента и считаю обвинения, которые вынесены Мисюриной, абсурдными. Тем не менее в истории болезни существуют экспертные заключения, которые дали возможность судье сделать обвинительное заключение», — прокомментировал дело заммэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников.
Депутат Госдумы Владимир Гутенев ранее, 29 января, направил генпрокурору Юрию Чайке обращение с просьбой обжаловать приговор. «Указанный приговор вызвал крайне неоднозначную и негативную реакцию медицинских работников, которые говорят о безосновательности и суровости наказания», — пишет депутат. Он добавил, что экспертное сообщество считает приговор опасным прецедентом: он может привести к массовому отказу медиков от оказания услуг тяжелобольным пациентам по формальным основаниям. А глава Совета по правам человека Михаил Федотов пообещал, что СПЧ проведет собственную экспертизу дела.
На критику приговора отреагировал и Следственный комитет. «Вызывает крайнее удивление, когда приговор суда медицинскому работнику берутся комментировать другие люди, в том числе из сферы медицины, даже не будучи ознакомленными с материалами конкретного уголовного дела», — заявляла представитель ведомства Светлана Петренко. По ее словам, граждане очень часто сообщают в СКР о врачебных ошибках, но уголовное дело возбуждается только в каждом третьем случае.
В 2017 году в СКР «поступило 6050 сообщений о таких преступлениях, и по результатам их рассмотрения возбуждено 1791 уголовное дело», — отчитались в ведомстве. Еще в 2016 году заместитель генпрокурора Владимир Малиновский критиковал СКР за многочисленные случаи необоснованного уголовного преследования медиков, выяснил РБК.