США попросили заблокировать $300 млн по делу против МТС и VimpelCom
Расследование США
Министерство юстиции США подключилось к расследованию, которое проводится несколькими странами ЕС в отношении российских операторов связи МТС и VimpelCom, сообщило агентство Bloomberg. Американские следователи подозревают, что российские компании через подставные фирмы платили взятки местному чиновнику, который был родственником президента Узбекистана Ислама Каримова, передает Bloomberg. В обмен российские операторы получали доступ на телекоммуникационный рынок среднеазиатской республики, предполагают следователи.
Имя чиновника не называется, в материалах дела он фигурирует как «правительственный чиновник А». Американские следователи предполагают, что он является бенефициаром гибралтарской компании Takilant Ltd, которая, по данным следствия, участвовала в коррупционной схеме, сообщает Bloomberg. 29 июня следователи американского Минюста обратились в федеральный суд Манхэттена с требованием заблокировать счета Takilant в Bank of New York Mellon Corp. в Ирландии, Люксембурге и Бельгии. В общей сложности речь идет о $300 млн.
Документально связь между Takilant и российскими сотовыми операторами подтверждается только отчетностью VimpelCom, переданной оператором американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и опубликованной на его сайте. Как следует из документов, VimpelCom в 2007 году продала Takilant 7% своего узбекского бизнеса за $20 млн. При сделке компании заключили акционерное соглашение, согласно которому Takilant получила опцион на продажу пакета обратно VimpelCom за фиксированную сумму $57 млн. В 2009 году Takilant реализовала опцион, продав пакет обратно VimpelCom за эту сумму. Кроме того, как указано в отчетности VimpelCom, заплатила Takilant $57 млн за частоты 3G и LTE, а также каналы связи.
Представители VimpelCom сообщили, что знают об обращении правительства США «по поводу конфискации денежных средств, связанных с Takilant». «Мы уже предоставляли комиссии по ценным бумагам США (SEC) сведения, касающиеся наших отношений с Takilant в Узбекистане. Мы по-прежнему готовы сотрудничать с властями и оказывать содействие в расследовании. Но расследование еще продолжается, и мы не можем комментировать его детали», — сообщили РБК в пресс-службе VimpelCom. Представитель МТС Дмитрий Солодовников отказался комментировать информацию Bloomberg.
Сомнительный партнер
Коррупционный скандал на телеком-рынке Узбекистана начался в 2012 году после серии расследований европейских СМИ. Журналисты исследовали связи шведско-финской компании TeliaSonera с госчиновниками в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане и Узбекистане. В частности, как писала Financial Times (FT), TeliaSonera перевела в общей сложности $320 млн компании Takilant. Эти выплаты авторы расследования связывали с последующим получением лицензий и частот 3G в Узбекистане. Формальной владелицей Takilant в тот момент была Гаянэ Авакян, близкая подруга и доверенное лицо старшей дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой.
TeliaSonera тогда подтвердила FT платеж в пользу Takilant, но опровергала предположение, что это была взятка. В начале 2013 года нанятая TeliaSonera юридическая фирма Mannheimer Swartling исследовала сделки с Takilant и подтвердить коррупционный характер транзакций не смогла, однако раскритиковала компанию за недостаточно тщательную проверку местного партнера.
Тем не менее, после появления материалов в СМИ свое расследование начала прокуратура Швеции. Банковские счета Takilant на сумму $30 млн были заморожены. Из-за коррупционного скандала в феврале 2013 года свой пост был вынужден покинуть президент TeliaSonera Ларс Нюберг. Сейчас дела, связанные с коррупцией на телеком-рынке Узбекистана, расследуют правоохранительные органы нескольких государств, в том числе Швейцарии, Нидерландов и США. В конце прошлого года, по информации газеты «Ведомости», совет директоров TeliaSonera заявил, что может подать иск к своим бывшим менеджерам в связи с расследованиями, ведущимися в отношении сделок компании в Узбекистане.
В ходе следствия его фигурантами стали и российские сотовые операторы. В марте 2014 года SEC начала расследование по этому делу в отношении VimpelCom, а головной офис оператора в Амстердаме посетили сотрудники голландской прокуратуры, изъяв ряд документов. Как следовало из официального сообщения VimpelCom, эти действия властей могли быть связаны с деятельностью в Узбекистане. Тогда же информацию о работе в Узбекистане SEC попросила предоставить и МТС. В тот же момент власти Швейцарии заморозили около $900 млн на счетах Гульнары Каримовой.
МТС в Узбекистане
В 2004 году МТС приобрела 74% акций «Уздунробиты» (первый сотовый оператор Узбекистана, созданный в 1991 году как совместное узбекско-американское предприятие) за $121 млн, а спустя три года и оставшиеся 26% — уже за $250 млн. К 2012 году число абонентов компании, работавшей под брендом «МТС-Узбекистан», превысило 9,5 млн человек. В 2011 году доля выручки узбекской «дочки» в общей выручке группы МТС составила 3,5%. В начале лета 2012 года Генпрокуратура Узбекистана предъявила «Уздунробите» налоговые претензии на сумму около $1,27 млн, в офисах компании прошли обыски и изъятие документов. Руководители были задержаны — их признали виновными в финансовых злоупотреблениях. 17 июля 2012 года «Уздунробита» прекратила предоставление услуг связи, затем лишилась лицензий, имущество компании было арестовано, а 22 апреля 2013 года суд признал компанию банкротом. Активы «Уздунробиты» были переданы на баланс национального оператора связи «Узбектелеком».
Как сообщал РБК, проблемы МТС в Узбекистане многие связывали с действиями старшей дочери президента страны Гульнары Каримовой. Однако во второй половине 2013 года она сама оказалась в опале: узбекские спецслужбы сообщили Исламу Каримову, что его дочь открыто заявляет, что намерена встать у руля республики, и предъявили президенту досье о финансовых преступлениях наследницы, а также о ее мало соответствующих имиджу мусульманской женщины поступках. В итоге Гульнара Каримова оказалась под домашним арестом, ей запретили пользоваться интернетом, ее микроблог Twitter был закрыт. МТС прекратила деятельность в Узбекистане в 2013 году, лишившись лицензии.
Летом 2014 года правительство Узбекистана разрешило российскому сотовому оператору возобновить работу в стране.
В январе 2015 года норвежский оператор Telenor (акционер VimpelCom) разместил на своем сайте отчет, ранее поступивший в Министерство торговли Норвегии. Анонимный автор документа, называвший себя Whistleblower («осведомитель»), утверждал, что VimpelCom с 2006 по 2012 годы заплатила компаниям, подконтрольным Гульнаре Каримовой, гораздо большую сумму, чем сообщалось ранее, — $219,5 млн. По информации анонима, похожие коррупционные схемы Telenor использовала для входа на рынки России и Украины.
Весной 2015 года Центр по исследованию коррупции и организованной преступности OCCRP (проект расследовательской журналистики) опубликовал отчет, согласно которому Гульнара Каримова с начала 2000-х годов могла получить более $1 млрд деньгами и долями в бизнесах от международных телекоммуникационных компаний, включая МТС и VimpelCom. Журналисты утверждают, что телекоммуникационные компании должны были понимать, что подвергаются «вымогательству и коррупционным поборам». Пут-опционы (опционы на продажу), по которым компании Гульнары Каримовой продавали МТС и VimpelCom акции телекоммуникационных предприятий, «имели мало финансового смысла» для российских компаний, то есть это были «коррупционные платежи», считают представители OCCRP.