Следствие рассказало о 16 обвиняемых в деле Магомедовых
Следственный департамент МВД предъявил 16 людям обвинение по делу о преступном сообществе владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и бывшего сенатора Магомеда Магомедова. Об этом рассказал следователь Николай Будило на заседании в Тверском суде, который 30 января решает вопрос о продлении ареста братьям, а также гендиректору компании «Интекс» Артуру Максидову.
«В рамках данного дела в одно производство объединено свыше 12 уголовных дел. Всего в деле 16 обвиняемых, из которых шесть находятся в международном розыске», — рассказал Будило.
Необходимость продлить арест он обосновал тем, что Магомедовы продолжают контролировать похищенное имущество и влияют на свидетелей. «В частности, один из эпизодов дела связан с причинением телесных повреждений в отношении бывшего работника, а именно частного охранника Зиявудина Магомедова. Из показаний потерпевшего следует, что из-за фактического захвата махачкалинского порта в отношении него были применены меры устрашения — его избили», — сообщил Будило. По его мнению, обвиняемые также «имеют возможность направлять часть похищенных средств на подкуп свидетелей с целью противодействия следствию».
«В деле есть протоколы обысков, которые подтверждают, что доверенные лица Магомедовых продолжают переоформлять их офшорные компании на третьих лиц, местонахождение которых на сегодняшний день не установлено», — сказал Будило. При этом он оговорился, что в том числе имущество переписывается на родственника Магомедовых в США.
Накануне своего задержания Зиявудин Магомедов планировал улететь в Майами на частном самолете, сообщал ранее представитель следствия. В последующие месяцы МВД установило, что этот самолет «был не единственным, и за границей находятся другие средства передвижения [Магомедова], в том числе самолеты, оформленные на офшорные компании».
Будило также опроверг утверждения братьев о том, что последние годы между ними был конфликт и они фактически не общались. «Сделка по продаже акций офшорных компаний, управляющих Новороссийским морским торговым портом (НМТП), совершалась за границей в интересах обоих братьев. Также есть сведения, что именно два брата управляли так называемым инжиниринговым активом суммы — компаниями «Глобалэлектросервис», «Стройновация» и «Интекс», — рассказал Будило.
Кроме того, Магомед Магомедов, якобы не имевший отношения к структурам «Суммы», постоянно получал сведения о ходе дел в компаниях группы; его офис постоянно посещали представители компании Fesco и компаний инжинирингового блока группы, утверждает Будило.
Кроме того, Магомед Магомедов обсуждал проблемы «Суммы» с чиновниками, сказал следователь. А после задержания гендиректора «Глобалэлектросервиса» Эльдара Нагаплова к Магомедову попал текст постановления о его привлечении в качестве обвиняемого.
«Если Зиявудин Гаджиевич старался полностью представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие его владение офшорными компаниями, то Магомед Гаджиевич данную информацию всячески скрывал. Его доверенные лица в переписке с лицами, находящимися на Кипре, это прямо подтверждают», — рассказал Будило. Тем не менее далеко не весь зарубежный бизнес Зиявудина Магомедова (в том числе несколько ресторанов) был задекларирован; о части его активов госорганы РФ не располагали данными. Сейчас компетентные органы Франции расследуют налоговые преступления, связанные с бизнесом Магомедова, в том числе со «скрытным владением офшорными компаниями», — заявил Будило.
Сейчас по делу Магомедовых арестованы активы, в том числе в виде средств на счетах, на сумму порядка 300 млрд руб., заявил в ходе заседания сам обвиняемый. Ранее источники РБК сообщали, что Тверской суд Москвы наложил арест на $750 млн, полученные братьями Магомедовыми от продажи доли в крупнейшем портовом операторе России — Новороссийском морском торговом порте (НМТП).