Омбудсмен назвала режим самоизоляции «законодательно не оговоренным»
У властей России не было необходимых оснований для введения чрезвычайного положения в связи с началом эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19, но ситуацию «необходимо было срочно брать под контроль». Об этом заявила в интервью ТАСС уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова.
«Поэтому был введен временный режим самоизоляции, законодательно никак не оговоренный. Как и всякий особый режим функционирования в нестандартной ситуации, он связан с ограничениями прав граждан», — пояснила она.
Омбудсмен отметила, что принятые властями России меры позволили предотвратить лавинообразное распространение COVID-19 и добиться сокращения числа заражений. Однако теперь, когда эпидемия пошла на спад, необходимо разобраться со статусом введенных для борьбы с болезнью ограничений.
«Следует определить и правовой статус карантинных центров, куда людей принудительно помещали на две недели после возвращения из-за границы», — добавила Москалькова.
25 марта президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым все будние дни следующей недели — с 30 марта по 3 апреля — в целях противодействия распространению COVID-19 были объявлены нерабочими, но с сохранением заработной платы. 2 апреля президент выступил с новым обращением к населению, продлив режим нерабочих дней до 30 апреля, затем режим был продлен до 11 мая.
Указом от 2 апреля властям регионов России были предоставлены дополнительные полномочия для борьбы с вирусом, губернаторы получили право устанавливать «особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств», приостанавливать работу организаций любой формы собственности, вводить иные меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Однако различные ограничения в регионах начали вводить еще в марте. Так, например, в Москве с 30 марта всем жителям запретили выходить из дома иначе как для того, чтобы пойти на работу, в магазин или к врачу или вынести мусор. Выгуливать домашних животных также разрешено, единственное ограничение — не далее 100 м от дома. За нарушение запрета может быть наложен штраф. Аналогичные меры ввели и власти других регионов, в некоторых из них в дополнение к ограничению передвижения было прекращено движение общественного транспорта, ограничена продажа алкогольных напитков, вменено в обязанность ношение закрывающих рот и нос масок и перчаток и т.д.
В регионах предпринимались безуспешные попытки опротестовать введение ограничительных мер, нарушающих, по мнению противников, гарантированные Конституцией права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свободу передвижения и выбора места проживания.