Мосгорсуд оставил Алексея Улюкаева под домашним арестом
Московский городской суд оставил Алексея Улюкаева под домашним арестом, передает корреспондент РБК из зала заседаний. Экс-министр экономического развития будет находиться в жилом комплексе «Золотые ключи-2» на Минской улице.
В ходе слушаний адвокат Улюкаева Тимофей Гриднев пожаловался, что ФСБ превысила полномочия при задержании его подзащитного. Машина министра была блокирована сотрудниками спецслужбы при выезде с территории, где находится офис «Роснефти», рассказал юрист.
«Улюкаев был задержан неуполномоченными лицами с нарушением закона. Как следует из протокола, в 17 часов 30 минут машина министра была блокирована сотрудниками ФСБ. Алексей Валентинович в течение шести часов незаконно удерживался, не понимая, в каком статусе он находится. Уголовное дело на тот момент еще не было возбуждено. С этого момента Улюкаев лишился возможности передвигаться и действий. И только в два часа ночи он стал подозреваемым. В 6:20 начали допрос в отсутствии адвокатов», — подчеркнул защитник. По его словам, правоохранительные органы нарушили личную неприкосновенность Улюкаева и его право на свободу передвижений.
Гриднев отметил, что если мера пресечения останется без изменений, то он просит разрешить своему доверителю общаться с прессой. Так, экс-министр хотел бы дать интервью по телефону радиостанции «Эхо Москвы». Во всех просьбах суд отказал.
Дело Улюкаева: что известно на данный момент
В свою очередь, следователь Роман Нестеров заявил, что «статья, по которой подозревался Улюкаев, не подразумевает участие защитника в следственных действиях». «В связи с чем считаю действия следственных органов законными. Улюкаев был заранее уведомлен о предъявлении обвинения», — отметил он.
После заседания Гриднев отметил, что, по мнению Улюкаева, экс-министр имеет право дать интервью, чтобы разъяснить свою точку зрения и ответить на вопросы.
Улюкаев был задержан 14 ноября. Его обвинили в получении взятки в особо крупном размере (ч.6 ст.290 УК). «Речь идет о вымогательстве, сопряженном с угрозами в адрес представителей «Роснефти», — сообщила тогда представитель Следственного комитета России Светлана Петренко. По ее словам, Улюкаев пообещал представителям нефтяной компании в дальнейшем создать препятствия для их деятельности.
По версии СКР, Улюкаеву были переданы $2 млн за положительную оценку сделки по покупке «Башнефти» «Роснефтью». Как именно он получил деньги, точно не известно. «Новая газета» со ссылкой на свои источники и два собеседника РБК в ФСБ утверждают, что $2 млн были помещены в банковскую ячейку, однако сам Улюкаев денег не изымал. СКР настаивает, что он был задержан с поличным. Информацию о банковской ячейке в ведомстве назвали «ни на чем не основанными фантазиями и домыслами».
Гриднев заявлял, что его подзащитный не признает вины. «Алексей Валентинович считает, что то, что произошло в офисе «Роснефти», это провокация в отношении государственного чиновника», — говорил он. Сам экс-министр во время заседаний Басманного суда, определившего ему меру пресечения, заявил, что воздерживается, а не отказывается от дачи показаний. Он также рассказал о готовности сотрудничать со следствием.
Улюкаев был в разработке у правоохранительных органов не меньше года, отмечает собеседник РБК, знакомый с ходом расследования. При этом о приватизации «Башнефти» стало известно только в феврале 2016 года, а о возможном участии в ней «Роснефти» еще позже. Оперативным сопровождением дела занимается ФСБ, но не без помощи «Роснефти».
По данным «Новой газеты» и двух собеседников РБК в спецслужбе, слежка за экс-министром проводилась по инициативе начальника службы безопасности нефтяной компании Олега Феоктистова. До августа 2016 года он занимал пост первого заместителя начальника управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ.