Россия откатилась на 14 строчек в индексе гендерного равенства
Россия опустилась на 14 позиций в рейтинге Global Gender Gap Index, который на протяжении девяти лет составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ) – «хозяин» форума в Давосе. В рейтинге 2014 года Россия заняла 75-е место из 142 стран, а ее соседями по гендерному неравенству оказалась Черногория (74-е место) и Вьетнам (76-е). Еще в прошлом году Россия находилась на 61-м месте.
Движение вниз в рейтинге означает, что положение российских женщин в общественной и политической сферах по сравнению с мужчинами ухудшилось за последний год.
При создании списка авторы оценивают четыре основных направления: участие мужчин и женщин в экономике и их положение на рынке труда; доступ к образованию; здоровье и продолжительность жизни; вовлеченность в политическую сферу жизни общества. Если у женщин меньше возможностей, чем у мужчин, в любой из этих категорий, это свидетельствует о наличии гендерного разрыва, иными словами, женщины не обладают равными с мужчинами правами в обществе.
В случае с Россией ситуация наиболее критична и очевидна в политике. В контексте «наделения женщин политической властью» ВЭФ оценивает гендерный состав парламента страны и правительства, смотрит, может ли женщина занять пост главы государства.
В российской Думе заседает только 61 дама – это 13,5% от общего числа депутатов (450 человек), в российском кабинете министров женщин всего две – заместитель председателя правительства Ольга Голодец и министр здравоохранения Вероника Скворцова. Остальные 30 министерских портфелей принадлежат мужчинам. Во главе современной России женщин не было. По политическому критерию гендерного равенства РФ находится только на 125-м месте (из 142 стран), по соседству с Ботсваной, Сирией и Азербайджаном.
Участие женщин в политическом процессе является одним из необходимых условий для достижения перемен в вопросах социального и гендерного неравенства. «Как только женщины в политике достигают критической «массы», их решения, которые принимают во внимание нужды более широких сегментов общества, начинают приносить более инклюзивные результаты для общества», – утверждают авторы доклада.
Образование и труд
ВЭФ уверен, что устранение гендерного разрыва способствует развитию экономики. «Достижение гендерного равноправия – это очевидно необходимая вещь по экономическим причинам», – указывает основатель Давосского форума и председатель Клаус Шваб. «Только те экономики, которые имеют полный доступ ко всем талантам, могут оставаться конкурентными и процветающими», – поясняет Шваб.
С экономической точки зрения женщины в России даже опережают мужчин в области профессиональной занятости: на 64 женщины приходится только 36 мужчин, занятых по специальности. Однако слабый пол уступает по уровню заработной платы, которая составляет лишь 68% от оклада мужчин на аналогичной позиции. Впрочем, еще в 2011 году, по данным Росстата, средняя зарплата женщин в России составляла 64% от зарплаты мужчин.
Другим важнейшим аспектом является равный доступ к образованию для представителей обоих полов: здоровые и образованные женщины с большей вероятностью будут иметь более здоровых и образованных детей, что создает эффективную систему воспроизводства общественного качества. Проблема женского образования остро стоит в глобальной повестке дня: всеобщее начальное образование – вторая из восьми «Целей развития тысячелетия» ООН, которые 193 государства на «саммите Миллениума» в 2000 году обязались достичь к 2015 году. За активную пропаганду образования девочек пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай получила Нобелевскую премию мира.
При этом в России практически отсутствует гендерный разрыв в области знаний. Россиянки имеют одинаковый с мужчинами доступ к начальному образованию и не проигрывают по уровню грамотности, а если говорить о получении докторской степени, то российские женщины в этом направлении даже более успешны, чем мужчины.
Недостижимое равенство
В этом году ВЭФ представляет девятый доклад по гендерному неравенству в мире, возможности полов проанализированы уже в 142 странах (по сравнению с 136 странами в 2013 году). C 2006 года удалось достичь 60%-ного гендерного равенства в области участия в экономике и почти 100%-ного – по показателям здоровья и продолжительности жизни (в 35 странах разрыв отсутствует). К образованию абсолютно равный доступ представители обоих полов имеют в 25 странах мира. Что касается участия в политике, то общемировой гендерный разрыв «закрыт» только на 21%.
ВЭФ особо отмечает, что ни одной стране пока не удалось полностью ликвидировать гендерный разрыв. «Отличниками» гендерного равноправия по-прежнему остаются страны Скандинавии – Исландия, Финляндия, Норвегия и Швеция. В этом году, поднявшись с восьмого места на пятое, к ним присоединилась Дания. Самый значительный рост продемонстрировала Никарагуа (шестое место) и Руанда (седьмое). Удивительным образом улучшилось положение женщин в Саудовской Аравии и Буркина-Фасо – по участию в экономике и образованию соответственно.
«Ощутимая доля прогресса в области гендерного равенства за последние 10 лет произошла за счет прихода женщин в политику и на рынок труда», – указывает Саадия Захиди, одна из ведущих авторов доклада. За последнее десятилетие в 49 странах мира число женщин-работников росло быстрее, чем мужчин, а в политике в целом стало на 26% больше женщин-парламентариев и на 50% больше женщин-министров, рассказывает она. Тем не менее, над проблемой равенства полов предстоит еще много работать: эксперты ВЭФ подсчитали: если гендерный разрыв в сфере труда будет сокращаться с нынешними темпами, то полностью устранить его во всем мире удастся не ранее чем через 81 год.
Сильнее всего права женщин ущемлены в исламских странах – Иране, Мали, Сирии, Чаде, Пакистане и Йемене. Раздираемая гражданской войной Сирия еще в 2007 году находилась на 103-м месте, но вооруженные конфликты и подъем радикальных исламистов отбросили страну в конец рейтинга (на 139-ю строчку). Что касается Йемена, то он удерживает статус страны с худшим положением женщин относительно мужчин на протяжении всего существования доклада ВЭФ – с 2006 года.