Племянница Скрипаля рассказала о жизни семьи экс-полковника ГРУ в России
Племянница бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля Виктория рассказала о том, что члены семьи экс-сотрудника разведывательного управления, оставшиеся в России, — мать, она сама и ее дочь — живут все вместе в одном доме. При этом матери осужденного за шпионаж в пользу Лондона об отравлении ее сына в Великобритании не рассказывали — у нее слабое сердце, сообщила в интервью Русской службе Би-би-си Виктория Скрипаль.
О произошедшем в Солсбери она сама, по ее словам, узнала «из интернета». На следующий день, чтобы прояснить эти данные, племянница бывшего сотрудника ГРУ начала звонить сначала в посольство Великобритании, а затем — в российское посольство в Лондоне. «[Трубку] взял молодой человек, [сказал]: «Нам от вас нужен запрос. Надо подтвердить, что вы родственник». Я послала им документы, подтверждающие родство. Буквально через полтора часа мне пришел ответ, что они сделали запрос, действительно ли это Скрипаль», — рассказала Виктория, добавив, что ровно через два часа после этого британский министр иностранных дел Борис Джонсон сделал свое заявление о том, что Скрипаля отравила Москва, а еще через два часа премьер-министр Великобритании Тереза Мэй выступила с речью о том, что бывший полковник ГРУ был отравлен в Солсбери разрабатываемым прежде в СССР нервно-паралитическим веществом «Новичок». После этого племянница Скрипаля, по ее словам, поняла, что «ситуация очень критическая». Первое, что она решила, — необходимо оградить от этой информации 90-летнюю маму бывшего сотрудника ГРУ.
«Мы живем все вместе, у нее [матери Сергея Скрипаля, Елены] своя комната», — сообщила племянница, заметив, что после того как умер ее первый сын (старший брат Сергея Скрипаля Валерий, в прошлом служил в ВДВ, умер в 2016 году. — РБК), она упала, сломала бедро и полтора года не ходила. «Теперь у нее такой маршрут: от своей комнаты до туалета и обратно. Телевизор она перестала смотреть, наверное, год как. У нее сахарный диабет, катаракта на обоих глазах, со слухом тоже [проблемы]: она надевает слуховой аппарат, но говорит, что от него голова болит. Иногда она просит нас купить газеты и читает их. А так у нас большая хорошая библиотека, она читает книги, отдыхает», — рассказала собеседница Русской службы Би-би-си.
О случившемся в Солсбери Елена Скрипаль, по ее словам, узнает только тогда, когда эта ситуация логически разрешится. «Если история закончится совсем плачевно, тогда да, [скажем]. Если более-менее, то [сообщим]: так случилось, они заболели», — добавила Виктория. «Понимаете, это наши родные люди. Как бы там ни было, нам все это больно, мы переживаем. Мы выслушиваем всю эту грязь по телевидению и интернету», — сказала она, заметив, что раньше Скрипаль «стабильно» звонил матери раз в две недели. «Но она знала, что если Сережа не звонит, значит, он в командировке», — пояснила племянница экс-сотрудника разведывательного управления, подчеркнув, что мать Скрипаля так же не знает о том, что умер ее внук (сын Сергея Скрипаля, Александр, умер в июле прошлого года, предположительно, от печеночной недостаточности). «Ей [тогда] было сказано, что Саша приехал в Москву, живет со своей девушкой. Мы принимали это решение все вместе. Она только встала тогда, оправилась от одного удара», — рассказала Виктория.
Период, когда Скрипаль сидел в России в тюрьме за шпионаж в пользу Лондона, по ее словам, «очень сильно сказался на его семье», его дочь Юлия даже хотела сменить фамилию. «Мы с сестрой даже после того, что произошло, не собирались менять фамилию. А у Юли возникала такая мысль, были сложности с работой, с общением. И потом, они же жили в доме, где все люди заканчивали академию ГРУ или как-то причастны к этим структурам. Были люди, которые тыкали [пальцем]», — сообщила собеседница Русской службы Би-би-си. Близкие Скрипаля, по ее словам, «никогда не винили». «Семья есть семья. Да, есть приговор суда — как гражданин я должна принимать это. А как любящий человек, член этой семьи, я это, естественно, не приемлю», — сказала Виктория Скрипаль.
Отношения у ее умершего отца Валерия и Сергея Скрипалей, по ее словам, были «нормальные». «Войны не было, вражды не было, друг друга любили, созванивались, разговаривали, но задушевными друзьями Сергей и Валерий тоже не были», — добавила племянница Сергея Скрипаля. «Мой папа гусар, бравый такой, любит женщин, хорошо танцует. А дядя Сережа изначально был мягкий, очень дипломатичный», — заметила она.
Смерти своего отца и сына Скрипаля, Сергея, Виктория назвала «более или менее естественными». «Странной мне кажется только нынешняя ситуация [c дядей]», — отметила племянница бывшего сотрудника ГРУ, подчеркнув, что, по ее мнению, «в ней много недосказанности и с одной, и со второй, и с третьей стороны». «Я изначально больше на бытовой версии настаивала. Мне не хочется, чтобы между двумя странами такой массовый конфликт раздувался и чтобы это происходило из-за моей семьи», — заключила Виктория.
При этом версию о том, что отравление Скрипаля может иметь криминальный след, «РИА Новости» рассказал лично знакомый с бывшим работником разведывательного управления российский бизнесмен Валерий Морозов (в настоящий момент он постоянно проживает в Великобритании). «Мое мнение, что он мог быть замешан в международной группировке, связанной с криминалом. И, естественно, что там это связано либо с большой политикой, где кого-то обманули, работая над большим политическим проектом. Либо что-то связанное с деньгами, так как криминал обычно связан с деньгами», — заявил он, добавив, что это предположение «основано на словах Скрипаля о том, что он занимается Cyber Security». «Это, скорее всего, связано с политическим шпионажем. Возможно, там внутри начались какие-то разборки», — добавил предприниматель.
Сергея Скрипаля и его дочь Юлию обнаружили без сознания в одном из парков в британском Солсбери 4 марта. Спустя несколько дней премьер-министр Великобритании Тереза Мэй объявила о том, что оба они были отравлены нервно-паралитическим веществом «Новичок», которое прежде разрабатывалось в СССР. В связи с этим, как заявила британский политик, к инциденту «с большей долей вероятности», по ее данным, была причастна Россия. Москва, в свою очередь, все эти обвинения неоднократно отвергала.
В 2006 году в России Скрипаль был осужден на 13 лет колонии за шпионаж в пользу Лондона. Спустя четыре года президент России подписал указ о помиловании бывшего полковника ГРУ. Его и еще троих россиян, осужденных за шпионаж в пользу США и Великобритании, тогда обменяли на десять агентов российских спецслужб, которые были задержаны в США в июне 2010 года.