Адвокату вынесли предупреждение за защиту участника «Шалтая-Болтая»
Совет Адвокатской палаты Москвы вынес предупреждение адвокату Наталье Аникиной, которая на стадии следствия была предоставленным государством бесплатным защитником участника хакерской группы «Шалтай-Болтай» Константина Теплякова. Об этом РБК сообщила адвокат Анастасия Саморукова, вступившая в дело Теплякова по соглашению и защищавшая его в ходе судебного процесса в Мосгорсуде и Верховном суде. Тепляков получил три года колонии за взлом и торговлю перепиской высокопоставленных чиновников.
«Мы рассмотрели несколько дел, где были нарушения со стороны адвокатов по назначению», — подтвердил в беседе с РБК вице-президент cовета Адвокатской палаты Москвы Вадим Клювгант, отказавшись комментировать конкретно случай Аникиной, поскольку «дела о дисциплинарных нарушениях рассматриваются советом на закрытых заседаниях».
«Такое решение приняла палата, хотя я не совсем, конечно, с ним согласна. Да, меня привлекли к дисциплинарной ответственности. Но ничего смертельного не случилось», — подтвердила РБК Наталья Аникина, добавив, что намерена обжаловать решение палаты.
Заявление о нарушениях со стороны Аникиной подал сам Тепляков, уточнила Саморукова. «Мы заявляли в течение всего судебного процесса по делу «Шалтая-Болтая», что Теплякову на стадии следствия оказывалась ненадлежащая защита, он фактически остался без адвоката. И это нашло подтверждение», — сказала она РБК, добавив, что совет Адвокатской палаты Москвы согласился с ее претензиями не в полном объеме. «Нарушения, в частности, были связаны с тем, что Аникина «не обжаловала то, что нужно было обжаловать», — пояснила Саморукова, отказавшись говорить о деталях.
Чаще всего нарушения со стороны госадвокатов сводятся к тому, что они не обжалуют заключение под стражу или продление ареста своих подзащитных, говорит Клювгант. «Только письменный отказ доверителя от обжалования может освободить адвоката от этой обязанности. В остальных случаях адвокат — неважно, заключивший соглашение с доверителем или назначенный органами следствия — обязан обжаловать заключение под стражу», — пояснил Клювгант. Другое распространенное нарушение заключается в том, что, когда обвиняемый или подозреваемый отказывается от назначенного защитника по мотивам недоверия, госадвокат отказывается выходить из дела. «Такие нарушения в разных комбинациях были рассмотрены в отношении адвокатов, назначенных следствием», — пояснил Клювгант.
Тепляков частично признал вину по делу «Шалтая-Болтая». Ему и еще одному члену группы, Александру Филинову, вменялось преступление по ст. 272 УК (неправомерный доступ к охраняемой законом информации). Хакеры взламывали переписку высокопоставленных чиновников и медийных лиц, в том числе премьер-министра Дмитрия Медведева, его пресс-секретаря Натальи Тимаковой, вице-премьера Аркадия Дворковича, замначальника управления внутренней политики президента Тимура Прокопенко, гендиректора News Media Арама Габрелянова. Потерпевшими по делу официально были признаны телеведущий Дмитрий Киселев, помощник президента Андрей Белоусов и руководитель дирекции Сбербанка по управлению проектами в сфере ЖКХ Евгений Кисляков.
Лидер группы Владимир Аникеев был осужден отдельно — он полностью признал вину и получил два года колонии. Еще часть предполагаемых хакеров находится за рубежом.