Омбудсмен рассказала о сложностях с выдачей украинцев из-за статуса Крыма
Крымское препятствие
Уполномоченные по правам человека в России и на Украине ведут переговоры о перемещении заключенных украинцев, которые находились в крымских колониях и в 2014 году оказались на российской территории. Решение вопроса тормозит позиция украинских властей по Крыму, рассказала РБК уполномоченный по правам человека при президенте Татьяна Москалькова.
Вопросы выдачи регулируются в том числе Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года. Этот документ признан Россией и Украиной. Как отмечается в конвенции, Министерство юстиции и Генпрокуратура заинтересованной в возвращении своих граждан стороны должны отправить запрос о выдаче в компетентные органы государства, где эти граждане отбывают наказание. Украинские власти не считают возможным отправлять такой запрос, поскольку полагают, что таким образом «возникают международно-правовые отношения, подтверждающие, что Крым является территорией России», указала Москалькова.
«Речь идет о 17 гражданах Украины, которые совершили преступления именно на Украине, а не в Крыму, и осуждены приговорами украинских судов по уголовному кодексу Украины», — подчеркнула омбудсмен. По ее словам, все эти люди получили сроки за общеуголовные преступления, сопряженные с насилием и посягательством на имущество граждан. Позднее приговоры были проверены российскими судами и приведены в соответствие с российским законодательством, указала Москалькова.
Российские МИД, Генпрокуратура, Минюст и ФСИН поддерживают передачу украинцев Киеву. Как рассказала Москалькова, МИД отправил в украинское внешнеполитическое ведомство ноту, где попросил подтвердить, что осужденные являются гражданами Украины. Это один из первых этапов урегулирования вопроса.
Без Сенцова и Карпюка
Члены запрещенного в России «Правого сектора» Николай Карпюк и Станислав Клых, которые получили сроки за участие в чеченской войне на стороне боевиков, также не подпадут под возможное соглашение об экстрадиции. «Все они получили приговоры по Уголовному кодексу России», — пояснила Москалькова.
За рамками договоренности останутся и предполагаемые организаторы диверсий в Крыму, которые сейчас под следствием: им вменяются преступления по российскому УК, указала омбудсмен.
После присоединения Крыма к России большинство жителей полуострова (в том числе заключенные) получили российское гражданство автоматически. Отказ от него написали тогда около двух десятков заключенных, рассказала РБК уполномоченный по правам человека в Республике Крым Людмила Лубина. Пятеро из них впоследствии были освобождены, поскольку деяния, которые им вменяли, не являлись преступлениями по российскому УК. Среди тех, кто подписал отказ от гражданства, были подследственные, которые в момент присоединения Крыма к России находились в СИЗО полуострова, а позднее были осуждены и этапированы в другие регионы.
«Дальше Краснодарского края их не отправляли», — утверждает Лубина. В крымских колониях Симферополя и Керчи, по ее словам, сейчас остаются шестеро потенциальных кандидатов на выдачу. «У России нет оснований содержать их на своей территории. И мы, и Украина заинтересованы в том, чтобы их перевести», — убеждена омбудсмен. При этом, по ее словам, не все заключенные-украинцы хотели бы отбывать наказание на родине.