Верховный суд отказался ограничить возможности прокуратуры проверять НКО
О решении Верховного суда в чертверг сообщил Интерфаксу юрист «Агоры» Рамиль Ахметгалиев.
Заявители оспаривали законность п. 4 приказа Генпрокуратуры № 252 от 21 июня 2013 года, отменившего ранее действующее указание генпрокурора от 8 августа 2011 года, где регламент работы прокуратуры «был хоть как-то прописан».
У прокуратуры нет обязанности уведомить юридическое лицо о том, что в отношении него начата очередная проверка, а сроки исполнения требований в каждом отдельном случае назначаются прокуратурой самостоятельно и могут исчисляться всего в несколько суток.
«В настоящее время какого-либо нормативного акта, регулирующего порядок проведения прокурорских проверок, не существует: когда хочу, тогда и прихожу, что хочу, то и проверяю», – пояснил Ахметгалиев.
По мнению правозащитников, это ущемляет права некоммерческих организаций. «Агора» пыталась устранить правовую неопределенность и добиться четкого регламента прав и обязанностей сотрудников надзорного ведомства.
Прокурор на заседании заявил, что процесс регулирования проверок согласно действующему законодательству является не обязанностью, а правом генерального прокурора. «Это значит, что легальной процедуры проверок нет», – считает юрист «Агоры».
После рассмотрения заявления «Агоры» суд отказал в удовлетворении требований правозащитников.
Решение Верховного суда будет обжаловано, сказал Ахметгалиев.
«Сегодняшняя жалоба нужна была нам для подкрепления своей позиции в Конституционном суде, где с ноября находится жалоба «Агоры» и «Мемориала». Обжаловать сегодняшнее решение мы будем по той же причине», – подчеркнул юрист.
В сентябре «Агора», «Мемориал» и другие НКО подали жалобу в Конституционный суд на то, что федеральный закон «О прокуратуре» никак не регламентирует процедуру проверок НКО. В жалобе правозащитники указали, что прокуратура является единственным органом, процедуры проверок которого никак не регламентируются.