«Коммерсантъ» узнал хронологию оказания помощи и вывоза Навального
Оппозиционеру Алексею Навальному сделали 59 различных анализов в больнице скорой медицинской помощи (БСМП) № 1, в общей сложности он провел там 44 часа, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в медицинских кругах. Издание восстановило хронологию оказания помощи политику и его последующего вывоза в Германию.
В число исследований, проведенных врачами, вошли восемь биохимических исследований крови, пять электрокардиограмм, 11 исследований кислотно-основного состояния крови, шесть общих анализов крови, 25 исследований уровня глюкозы и четыре общих анализа мочи.
Навальному стало плохо в самолете, который летел из Томска в Москву, 20 августа. Лайнер экстренно посадили в Омске, а политика госпитализировали. На следующий день в Омск прибыл самолет с немецкими врачами на борту, на котором планировалось отправить Навального в Германию для продолжения лечения.
Врачам предложили осмотреть пациента, однако они отказались от его осмотра в клинике и отправились в гостиницу, утверждает издание, не уточняя источники. Позже сотрудники омской больницы еще раз переговорили с немецкими коллегами и предложили осмотреть Навального вместе — для того чтобы определить, допустимо ли его транспортировать.
Вместе с тем, как писал РБК, примерно в 15:00 по местному времени главврач больницы Александр Мураховский заявлял, что перевозку Навального не разрешат до стабилизации его состояния. Отвечая на вопрос, будут ли врачи больницы консультироваться с немецкими коллегами из клиники «Шарите», куда собирались эвакуировать политика для лечения, главврач ответил, что, по его мнению, специалисты из НМИЦ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко и городской клинической больницы № 1 им.Н.И.Пирогова не хуже, чем из больницы в Германии.
Врачи провели совместный осмотр (примерно в промежутке между 17:00 и 19:00) и, учитывая позитивную динамику состояния пациента, приняли решение о том, что экстренной необходимости в перевозке Навального нет, пишет «Коммерсантъ».
После консилиума с немецкими врачами 21 августа, как писал РБК, Мураховский вновь выступил перед журналистами. Хотя источники «Коммерсанта» утверждают, что решение отложить перевозку было принято из-за отсутствия экстренной необходимости, на тот момент Мураховский заявлял, что Навальный останется на лечении в больнице Омска до стабилизации его состояния. Также он напомнил, что самочувствие Навального ухудшилось после взлета самолета, из-за чего медики допускают повторение этого сценария при транспортировке. Эти заявления Мураховского расходятся с версией, представленной «Коммерсантом». Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш на тот момент заявляла, что вопреки утверждениям омских врачей немецкие специалисты пришли к выводу о допустимости транспортировки Навального. Ярмыш высказывала мнение о том, что задержка в перевозке политика в Германию может угрожать его жизни. Жена Навального обратилась к президенту Путину с просьбой разрешить эвакуацию оппозиционера.
Далее, продолжает «Коммерсантъ», вечером того же дня состоялся медицинский консилиум с участием московских специалистов, в ходе которого было решено, что Навального можно транспортировать. После этого жена Навального Юлия и его брат письменно подтвердили желание транспортировать политика, а берлинская клиника «Шарите» — принять его.
Немецкие врачи заявили о том, что готовы вылететь в Германию утром 22 августа, при этом они отказались от предложения ускорить вылет, пишет издание. Машина с Навальным отправилась в аэропорт около 6:00 (3:00 мск). В 7:45 (4:45 мск) Навального погрузили на борт самолета и через 15 минут лайнер вылетел в Германию.
Как сообщали в омском минздраве 21 августа, отказ летчиков перевозить Навального вечером того же дня был связан с требованиями профсоюза немецких авиаперевозчиков по графику работы пилотов. Им требовался отдых: на тот момент самолет находился в аэропорту Омска уже 11 часов.
Вечером 21 августа российские врачи сообщили Юлии Навальной, что готовы под ее личную ответственность передать ей мужа для транспортировки в Германию. «Наблюдения пациента в течение некоторого времени стабильно, и, имея запрос родственников разрешить транспортировку куда-то, мы приняли решение, что не возражаем против его перевода в другой стационар, который укажут нам родственники», — сообщал тогда Мураховский.
Соратники оппозиционера считают, что его отравили, и связывают это с политической деятельностью Навального. Омские врачи во время лечения политика сообщили, что не считают инцидент отравлением. В клинике «Шарите» после осмотра пациента пришли к противоположному мнению и заявили, что интоксикация могла быть вызвана ингибиторами холинэстеразы.